«ДВА ЛЬВА СТОЯТ ЛИЦОМ К ЛИЦУ, ОХРАНЯЯ СТЕНЫ КРЕПОСТИ, А ГОЛОВА БЫКА МЕЖДУ НИМИ ПОД СОЛНЦЕМ И ЛУНОЙ ДНЕМ И НОЧЬЮ ОХРАНЯЕТ ГОСУДАРСТВО»…

Я верю в то, что в древнем Ичеришехер обитают призраки, но разве есть крепости и замки без легенд, приведений и призраков? Старожилы много о чем поговаривают, что только им не мерещиться на узких извилистых улочках… Жители Крепости рассказывают, что видят по ночам скользящих по узким улочкам полупрозрачных призраков в старинных латах и доспехах. А может, эти призраки — души тех, кто здесь жил, воевал и не отдал Баку врагу? И сейчас они выходят в ночной дозор, дабы снова уберечь свой город…

Во всех историко-литературных произведениях упоминается наличие в средневековых городах замков и подземных туннелей. Это связано прежде всего с безопасностью жителей Крепости. Подземные дороги нужны были для доставки в Ичеришехер воды, пищи, подкрепления, а также во время осады это был путь отступления. Старожилы Ичеришехер всегда знали о существовании подземных ходов, один из которых начинается во Дворце Ширваншахов. В случае нападения врагов, шах со свитой мог своевременно покинуть резиденцию и скрыться в Гыз Галасы.

b2.jpg

Примерно в 80-ые годы, когда я работал научным сотрудником в музее Дворца Ширваншахов, в Диванхана пришла пожилая женщина, которая очень долго ощупывала стены в этом помещении. Это продолжалось так долго, что сотрудники музея, потеряв терпение, спросили, что же она ищет? Она рассказала, что родилась и выросла в Крепости, и когда была восьмилетней девочкой (в 20-е годы прошлого века), старая соседка поведала ей и другим детишкам историю о тайном подземелье, куда можно попасть из Диванхана Дворца Ширваншахов. И вот в один день они загорелись найти этот ход… Чувство неизведанного было настолько сильно, что взяв с собой воду, керосиновую лампу, свечи, провизию, они вшестером спустились в подземелье. Долго они блуждали по безмолвным коридорам, потеряв все ориентиры и надежду когда-нибудь найти выход, и вконец обессиленные, они вдруг увидели слабое мерцание дневного света. Это был лаз! Вход в него был засыпан землей и так зарос травой, что найти его было самым настоящим чудом! Выйдя, они очутились в районе Мараза, и оказалось, что родители вот уже неделю их искали. С тех пор прошло много лет… Она выросла, у нее родились дети, которые впоследствии подарили ей внуков. После этой истории она панически боялась подвалов. И вот спустя 75 лет она пришла во Дворец Ширваншахов и захотела снова увидеть то место, но после проведенной реставрации, она так и не смогла найти вход в подземелье…

Однажды возле «Зеленой аптеки» я своими глазами видел грузовик, поднимающийся в сторону Дворца Ширваншахов, который вдруг, в буквальном смысле слова, провалился под землю. Каково же было удивление, когда в образовавшемся котловане люди увидели подземную дорогу! Любопытные смельчаки попробовали попасть внутрь, но вскоре выбежали оттуда из-за присутствия там подземных газов. Вскоре вход заложили камнями и засыпали котлован.

Это вполне реально! Дело в том, что подземные ходы проектировались с учетом вентиляции. К примеру, непонятна цель колодцев во дворах крепостных домов, так как там никогда не было воды. Они рылись во дворах шахских приближенных и носили секретный характер, поскольку были единой системой безопасности. Со временем целостность системы нарушилась, где-то произошли обвалы, где-то их засыпали, где-то залило водой, кто-то зарыл колодцы, поскольку они мешали, и в итоге нарушения вентиляции появились подземные газы.

IMG_3537-2.jpg

В 1982 году во время раскопок западной части Крепости обнаружились первые туннели. Они начинались от центральной торговой улицы до Гала Гапысы в сторону Сальянских ворот Ичеришехер. Самое интересное в следующем: дорога, построенная в XIV веке, проходила под Молтаны караван-сараем в сторону Гыз Галасы. Она имела 4-угольную форму и была сделана путем обрезания камня в симметричной форме. Изучили только часть дороги: длина — 27 метров, ширина 0,8 м, глубина — 1,25 метра. По ее размерам можно догадаться, что ходить по таким лазам можно только согнувшись в три погибели. Дорога вела в южную сторону, но после 27 метров обрывалась. Далее мы так и не смогли продвинуться, потому что нам не хватало воздуха.

На этой же территории в 1924 году, недалеко от Гыз Галасы, была обнаружена аналогичная дорога. Раскопки проводились В. М. Сысоевым, который нашел останки дороги, ведущей в северную часть города. Туннель в этом направлении похож на тот, что ведет к Девичьей башне.

Безусловно, в Ичеришехер существуют несколько подземных ходов, и как ученый, я считаю, очень важно заняться их комплексным изучением, чтобы раскрыть неизвестные страницы истории.

В 2009 году был обнаружен подземный ход, относящийся к XIX веку. Думаю, это не первая и не последняя находка. Ходы находили и раньше, когда строили Филармонию и здание Баксовета. Обнаруженный рабочими вход в туннель начинался с камеры спуска, который можно датировать 70-80 годами XIX века. Далее продолжался туннель высотой в человеческий рост и шириной более полуметра. Исследуя подземный ход, мы с археологом Идрисом Алиевым чуть не потерялись под землей! Предварительное обследование примерно 300 метров подземного хода показывает, что он уходит в сторону дороги, а затем сворачивает в направлении моря.

Есть основание полагать, что в период раннего средневековья подземный путь служил водопроводной артерией, снабжавшей Крепость водой, а позднее, видоизмененный и перестроенный — для канализационных целей, но к началу XIX века он был засорен и перестал использоваться…

С Сарой ханум Ашурбейли я познакомился еще в детстве. Мой отец, Фархад Ибрагимов, был руководительем Бакинской археологической экспедиции, а также изучал памятники материальной культуры и историю города Баку. Я помню, какие великолепные дружеские отношения были между тремя научными светилами Баку — Сарой Ашурбейли и археологами Омаром Исмизаде и Фархадом Ибрагимовым. Часто я становился свидетелем их долгих разговоров о Баку, которые слушал с огромным вниманием. Сейчас я думаю, что фундамент моей безграничной любви к Баку был заложен именно то время…

Однажды Сара ханум позвонила нам домой и долго о чем-то говорила с моим папой. Потом я спросил у него, что они так оживленно обсуждали? «Это связано с бронзовой рыбкой, которую мы нашли рядом с Девичьей Башней, — ответил папа. — Сара xанум написала новую книгу, и хочет включить в нее этот артефакт»…

Археологические исследования и раскопки, которые на протяжении многих лет проводили в Ичеришехер, а также изучение богатых и разнообразных материалов, выявленных в процессе этих раскопок, показывают, что средневековый Баку являлся густозаселенными городом, в котором торговля и связанное с нею денежное обращение, различные ремесла и другие отрасли городского хозяйства занимали важное место.

При археологических раскопках Ичеришехер была выявлена богатая коллекция простой неполивной, крашенной, глазурованной керамики, фаянса, фарфора, селадона. В их числе столовая и кухонная посуда, сосуды для хранения и транспортировки продуктов питания, строительная керамика, водопроводные и другие трубы, детские игрушки и прочее. Среди многочисленных изделий простой неполивной керамики ХI-XIII веков особое место занимают изделия со штампованным орнаментом. Эти находки позволяют высказать новое слово о хозяйственной жизни и занятиях населения средневекового Баку.

Мой отец, Фархад Ибрагимов, более 40 лет возглавлял стационарную археологическую экспедицию в Ичеришехер. Он посвятил археологическому исследованию нашей столицы половину своей жизни и оставил после себя богатое культурное наследие. Выявление квартала ремесленников за пределами крепостной стены и несколько подземных ходов с внутренней стороны – самое крупное его открытие, а обнаруженные древние изделия, изысканный археологический материал представляют собой большую научную ценность для изучения художественного ремесла и занятия населения города.

Археологические раскопки на территории Ичеришехер дадут богатейший материал и прольют свет на многие тайны. Мы постоянно что-то находим, изучаем, расследуем, но главная трудность заключается в том, что раскопки требуют крупных средств. К тому же, в условиях густой населенности города археологические работы замедляются, поэтому археологам очень помог бы геодезический электромагнитный сканер, который не только облегчил бы изыскания, но и снизил их себестоимость.

Баку – средневековый город, который существовал уже в VIII веке, а вот поселение, по мнению специалистов, возникло в более глубокой древности. Так считали многие известные исследователи Баку — С. Ашурбейли, Д. Ахундов, С. Велиев и многие другие, сходившиеся в том, что возраст Баку насчитывает не менее двух тысяч лет. Поэтому, говоря о датировке возникновения Старого города, наверное, правильно будет подразумевать период возникновения первичного поселения, которое возникло на месте вечно горящих огней, связанных с выходом нефтяного газа, привлекавших к себе поселенцев и ставших впоследствии ритуальными. Более того, по некоторым данным, известные на Востоке примитивные нефтепромыслы существовали в VIII-VII веках до нашей эры, но возникли они еще во II-I тысячелетии до нашей эры. Не углубляясь в этот вопрос, приведу несколько примеров. Архаические захоронения в каменных ящиках дозороастрийского периода (первая половина I тысячелетия до н.э.) были обнаружены в 1828 году при рытье котлована для фундамента Собора Александра Невского, причем на месте древнего домусульманского кладбища, вдобавок в 250-300 метрах от территории Ичеришехер. Исходя из этого, Сара Ашурбейли считала, что территория старой Крепости в непосредственной близости от архаического кладбища является свидетельством обитаемости этой территории за десятки веков до нашей эры.

Еще один пример — Апшеронская археологическая экспедиция в 2002 году, южнее Ени Сураханы, выявила верхнепалеолитическую стоянку в этой местности, и убедительно показала, что следы проживающих людей на Апшероне простираются на глубину в 20 тысяч лет!

Большинство же исследователей в поисках ответа на хронологизацию и место первичного поселения на месте сегодняшнего Баку локализуют его в районе между Гыз Галасы и Сыныхгала и привязывают к датированию строительства Гыз Галасы. И это третий пример. О функциональном предназначении Гыз Галасы и времени ее возникновения написано немало, в том числе и любительских размышлений, начиная от дахмы, могилы Заратуштра и тому подобных. Я склоняюсь к точке зрения, и это мое сугубо личное мнение, не принижающее авторитетности других исследователей, что Гыз Галасы являлась культовым местом древних огнепоклонников дозороастрийского периода.

Археолого-этнографическое обследование Апшерона показывает, что на этой территории находились и древние захоронения и множество курганов, что также свидетельствует о существовании здесь древних поселений. На Апшероне встречаются и другие типы древних захоронений, например, в виде больших тендиров. Подобные архаические захоронения были обнаружены в самом Баку, на месте нынешних средних школ №189 и 190. В 1888 году при рытье котлована для фундамента Собора Александра Невского на месте старого мусульманского кладбища были найдены древние погребения в виде каменных ящиков. В одном таком гробу даже оказался костяк женщины с длинными волосами. К сожалению, обнаруженное новое кладбище также было снесено, как и первое мусульманское. Но когда рабочие в одном месте продолжали рыть еще глубже, обнаружилась подземная пещера, по форме похожая на обыкновенный тендир большого диаметра. Внутри него вкруг у стенок были обнаружены 5-6 скелетов в полусидящем положении, и перед ними находились небольшие глиняные горшки. Это была родовая могила, оставшаяся от той глубокой эпохи, когда социально-политической основой общества являлась родоплеменная организация.

asm_9151

Захоронения в каменных ящиках, скорее всего, относились к памятникам бронзового века. Д. Ахундов считает, что апшеронские «священные» огни были популярны и вполне возможно, что большое количество паломников из стран Средней Азии хоронило на этом месте своих земляков, соблюдая древний ритуал захоронения. Относились ли каменные ящики к маздаисткому периоду или к эпохе ранних огнепоклонников, все равно они были захоронены в очень отдаленный период истории народа, жившего на территории города. Все это свидетельствуют о жизни, быте, материальной и духовной культуре древнейшего человека, жившего в эпоху каменного века — мезолита, неолита, всей эпохи бронзы, железа и позже на Апшероне и Баку.

Говоря об истории Баку, не могу не рассказать о докторе Лотаре Вейсе, который является исследователем научного наследия путешественника Энгельберта Кемпфера. Мое знакомство с ним произошло при содействии доктора географических наук Сейрана Велиева. Благодаря этому и произошло мое близкое знакомство с научными работами Кемпфера, посетившего нашу страну в 1683 году и оставившего много интересных и ценных фактов проливающих свет на белые пятна истории Баку и Азербайджана.

В мае 2011 года доктор Лотар Вейс приехал в Азербайджан для участия в международном симпозиуме, организованном университетом «Хазар» с целью пройти путь и увидеть те места, по которым когда-то прошел Кемпфер. Для этого он привез множество карт, планов местности тех лет, дневники, заметки ученого, а также книги о нем самом. Откровенно, говоря, привезенные материалы повергли в изумление наших историков своим многообразием совершенно новых, доселе неизвестных нам фактов.

Вместе с азербайджанскими учеными и при содействии Управления Государственного Историко-Архитектурного Заповедника «Ичеришехер» при Кабинете Министров Азербайджанской Республики мы организовали поездку доктора Вейса по Апшерону, побывали в Ичеришехер, Гобустане, Шабране, Шемахе, Гаджикабуле. Одним словом прошлись по маршруту Кемпфера, еще раз перепроверив представленную им информацию еще раз убедившись в ее достоверности.

Доктор Вейс посвятил свою жизнь изучению научного наследия Кемпфера, глубоко анализируя и штудируя его труды. Для этого он даже переселился в город Лемго, где жил этот средневековый ученый. В центральной библиотеке города Вейс создал архив имени Кемпфера, и до сего дня работает там главным архивариусом.

А началось его знакомство с Кемпфером в Британском музее, где он впервые наткнулся на его труды. В ХVIII веке некий горожанин по имени сэр Ханс Слоун сдал в Британский музей архив манускриптов Кемпфера, который достался ему по наследству. Рукописи были написаны на латинском языке и с того времени хранятся в Золотом фонде Британского музея. А доктор Вейс единственный ученый, который имеет доступ в Золотой фонд и умеет работать с этими документами. Он перевел рукописи с латинского языка на немецкий и английский, а после того, как издал книгу Кемпфера «История Японии», Вейс стал популярным и знаменитым человеком в Стране восходящего солнца.

Привезенные им копии документов об Азербайджане являются очень редкими, их оригиналы на латинском языке хранятся в Британском музее, и естественно, без участия доктора Вейса мы никогда не смогли бы перевести их с латинского, и тем более увидеть оригиналы!

Путешественник Энгельберт Кемпфер родился 16 сентября 1651 года в городе Лемго. В качестве дипломатического чиновника он побывал во многих странах, в том числе совершил путешествие в Россию и Иран, а потом по совету ученого-переводчика при шахском дворе Рафаэля де Манна направился в Азербайджан. Он также дал много ценных сведений о Японии, ее истории, этнографии, географическом, социальном, политическом положении. Для ученого пребывание в этой стране было связано еще с пребыванием в тюрьме в течение 20 дней, куда его засадили японцы — ревностные хранители своей культуры. Кстати и в Азербайджане его постигла та же участь — пребывание в тюрьме. Вот с какими приключениями сталкивались средневековые ученые, добывая сведения для современников.

ASM_2778hd.jpg

По возвращении из Азербайджана в 1712 году, Кемпфер издал пятитомник на латинском языке. Его монографии содержат много ценной информации об Азербайджане, несмотря на то, что его пребывание здесь было недолгим — с декабря 1683 года по январь 1684 года. Он посетил Шабрань (Девичи), Шемаху, Гаджигабул, где посетил Ханага, Пир Гусейна, и вернулся обратно в Шемаху, Баку, Апшерон, побывал на Бешбармаге — пир на дороге в Кубу. Он дал точное описание города, его архитектуры, нефтяных колодцев, добычу соли на Апшероне, выходе горючих газов. Описал экономическую, политическую и социальную жизнь средневекового Баку. Во второй части монографии есть интересные сведения об особенностях Каспийского моря, животном и растительном мире, сельском хозяйстве и строении Кавказских гор. Также он упоминает об огнепоклонниках. В его монографиях есть гравюры и картина Апшеронского полуострова, виды Шемахи. Известные ученые Ф. Минорский, И. Петрушевский, Сара Ашурбейли в своих работах часто ссылаются на Кемпфера и уделяют его исследованиям много внимания. В 1824 году в Баку побывал профессор Казанского университета И. Березин, который в своих трудах также подтверждает описания немецкого ученого: «Бакинская башня и вправду обнесена двойными стенами, но с моря только в один ряд».

Доктор Вейс искал человека, который хорошо знал историю Баку. Познакомившись с моими публикациями в интернете, он обратился ко мне с просьбой помочь ему в исследовании маршрута Кемпфера. Ровно за 10 дней мы прошли весь путь, проделанный средневековым ученым, обсудили итоги и неожиданно он предложил мне принять участие в написании книги об Азербайджане. Хотя для меня это стало неожиданностью, я согласился. Книга будет называться «Кемпфер в Азербайджане», об этом никто не писал, только С. Ашурбейли часто обращается к источникам, написанным Кемпфером. Исследуя маршруты его пребывания в нашей стране, я заново открыл для себя Кемпфера. А встреча с доктором Вейсом, его увлеченность трудами и всем, что связано со средневековым ученым, словно перенесла меня на машине времени в ту эпоху… Впечатления от увиденного, но под другим углом, восстановление многих исторических фактов настолько нас впечатлили, что у нас возникло ощущение, что история Азербайджана открылась для нас заново…

После поездки по городам Азербайджана, доктор Вейс предложил нам проехать в Ичеришехер. В качестве экскурсовода он рассказал нам, что Кемпфер вместе с пятью всадниками добрался из Шемахи в Баку за два дня, а именно 6-8 января 1684 года. Несмотря на зимнее время и плохую погоду, он дал подробную информацию обо всех памятниках культуры, которые встречались ему по дороге. Одним из сопровождающих людей Кемпфера был негр, при виде которого горожане приходили в изумление и испуг. По всей видимости, до той поры с неграми бакинцы не встречались. Кемпфер отмечает, что в то время властитель Баку носил титул султана. Ввиду того, что у Кемпфера и сопровождающих его иностранцев не было фармана о въезде в город, так называемой охранной грамоты, их арестовали. Согласно описаниям Кемпфера, мы нашли место, где находился арестованный путешественник. Это был нижний этаж Караван-сарая Мултаны. Но он умудрился сбежать из места заключения, и в течение одного дня обошел весь город и буквально на своих коленях воссоздал его графическую картину и сделал рисунки исторических памятников Ичеришехер. Так, описывая в своей книге вход с Северной стороны, он указывает на существования герба на воротах Ичеришехер. «Два льва стоят лицом к лицу, охраняя стены крепости, а голова быка между ними под солнцем и луной днем и ночью охраняет государство»…

Исследуя графические рисунки Баку, сделанные Кемпфером, вместе с доктором Вейсом, была выявлена мечеть с минаретом рядом с Гыз Галасы, самая старая в Ичеришехер. О ее существовании, впервые стало известно в 1998 году, во время археологических раскопок и исследований под руководством Ф. Ибрагимова, которые он проводил вокруг Девичьей башни. Мечеть с минаретом, датируемая Х веком, была нарисована Кемпфером в ХVII веке в графическом изображении. До сего дня это изображение принималось, как атрибут Девичьей башни. Описание мечети с минаретом средневековым ученым сыграло очень большую роль в исследованиях истории старого Баку.

Я уверен, что будущие книги «Путешествия Кемпфера по Азербайджану» и «Кемпфер в Баку и на Апшероне», которые мы обязательно напишем с доктором Вейсом, сыграют огромную роль в освещении истории Азербайджана ХVII века благодаря ценной информации об азербайджанских городах, торговле, мастерах и азербайджанской культуре.

Кямиль Ибрагимов,

профессор

Книги->Книга «Ичеришяхяр: Здесь каждый дом – крепость!»