С детских лет знаменитый футболист Вели Касумов был моим кумиром, и я запомнил его как человека, умеющего великолепно пробивать штрафной удар. Тогда в мире среди футболистов таких было лишь несколько — Платини, Желудков из ленинградского «Зенита» и азербайджанец Вели Касумов. Так как они забивали штрафные, никому в мире это не удавалось! И я горжусь тем, что после развала СССР он стал тем самым Петром I, который «пробил окно в Европу» и играл не в Анголе или Шри-Ланке, а в одном из лучших клубов Испании наравне с самыми великими футболистами мира. Я всегда мечтал встретиться с этим уникальным человеком и спортсменом, и сегодня, благодаря журналу «Город» мне, наконец, удалось осуществить мечту моего детства. Итак, Вели, здравствуйте!
— Если хочешь наказать женщину, посади ее смотреть футбол. Как вы думаете, почему они так его не любят?
— Ну, это только у нас так… В соседней Грузии полно болельщиц, у нас же культура поведения пока не позволяет, чтобы женщина присутствовала на футболе, хотя в последнее время на стадионах их стало больше.
— Мне кажется, сейчас везде туго с культурой, ведь по ТВ постоянно показывают погромы и побоища, которые устраивают футбольные фанаты.
— Таких «фанатов» давно уже знают в лицо и сажают отдельно от обычных зрителей. Но кроме этого, у нас на стадионах еще и ругаются, поэтому женщине тяжело находиться в такой обстановке.
— Можно подумать, в других странах на трибунах цитируют древнегреческую поэзию! Люди ходят на футбол, чтобы поорать и выплеснуть свои эмоции!
— Тот спектакль, который происходит на трибунах, очень интересно наблюдать с поля.Футбол, в принципе, это тот же театр, только другого рода, где присутствуют борьба, прекрасная физическая подготовка и красота движений.
— Неужели футболист во время игры замечает то, что творится вокруг?
— Конечно! Тем более что сейчас на трибунах и на барабанах играют, и танцуют, и шоу устраивают. И это абсолютно не отвлекает от игры. Наоборот, такая мощная поддержка болельщиков поднимает дух команды, особенно когда она играет на своем поле.
— В последнее время многие успешные футболисты активно сотрудничают с гламурными журналами, снимаются в клипах и рекламе. Это плюс или минус для футбола?
— Плюс, просто мы пока еще не привыкли к этому явлению, и если кто-то из спортсменов снимается в клипе, его сразу же начинают критиковать. А между тем читателю интересна информация о знаменитостях, тем более что спортсмены отличаются от многих тем, что у них красивые, накаченные тела, и это является прекрасной рекламой в первую очередь для футбола.
— Наш футбол сегодня не ругает только ленивый. Как вы думаете, в чем заключается причина неудач?
— Раньше в футбол играли во дворах, было множество школьных и институтских соревнований. Сегодня ничего этого нет… Правда, сейчас прибавились поля, но у нас до сих пор нет хороших футбольных школ и тренеров. В наше время двадцатилетние игроки считаются чуть ли не начинающими, а я во времена СССР, будучи шестнадцатилетним, уже играл в Высшей лиге.
— Чем отличаются мальчишки вашего поколения от современных ребят?
— В юности я играл не только в футбол, но и в волейбол, и в гандбол, пока сам не увидел, к чему меня больше тянет и что у меня лучше получается. Сегодняшние парни играют только в футбол, поэтому они не такие атлетичные. А у футболиста должны быть развиты все мышцы, и это прямая забота тренера. Но проблема заключается в том, что в Федерации работает очень мало «футбольных» людей, а многие наши заслуженные специалисты сегодня сидят без работы.
— Футбол – это не только физические данные, но и характер. А сегодняшние мальчишки зачастую бывают инфантильными и слабыми.
— Характер надо вырабатывать, и здесь многое зависит от родителей. Но в наше время большинство мужчин вынуждены много работать, поэтому они почти не принимают участия в воспитании сыновей, из которых вырастают эдакие маменькины сынки с женским характером.
— Наши отцы тоже много работали, но в то время девочки очень сильно отличались от мальчиков, а сейчас не сразу поймешь, особенно со спины, кто же идет впереди?
— Современная молодежь гораздо быстрее развивается в моде, нежели в спорте. Причем, они не всегда понимают, подходит ли это им? Девушки, например, носят высоченные каблуки, но не умеют на них ходить, а парни носят какие-то странные фасоны брюк, которые уродуют мужскую фигуру.
— Женская мода, на мой взгляд, вообще перешла все грани приличий, и связано это с тем, что большинство мужчин не хотят встречаться, жениться и создавать семьи. И женщины, чтобы привлечь к себе внимание, вынуждены максимально оголять свои прелести.
— Но понравиться таким способом не лучший вариант для женщины… Я прожил в Европе шестнадцать лет, там немного другой подход. Здесь у каждого своя тусовка, свои мысли и очень мало доверия друг к другу. На Западе демонстрировать свои финансы считается дурным тоном, и это видно по тому, как они одеваются, какие покупают машины, в основном экономичные и маленькие, чтобы было удобно парковаться. Там даже своих детей не одевают в какие-то супердорогие бренды, а у нас все наоборот – большие машины, дорогая, вычурная одежда. Может быть, это и правильно… Я не знаю…
— А вас как-то затронули эти проблемы внешнего проявления успеха?
— Я всегда очень спокойно относился к этим вещам. Может быть, если бы мой отец был миллионером, я бы тоже смотрел на жизнь по-другому. Хочешь, не хочешь, когда человек высоко взлетает, он начинает себя странно вести. И хотя у меня была возможность стать частью элитного общества, я выбрал для себя другой путь, потому что видел много примеров когда, власть и деньги слишком затуманивают разум и человек переступает границы дозволенного. Причем, таких людей я встречал и здесь, и в Европе.
— Отличаются ли европейские семейные ценности от наших?
— В Европе, прежде чем создать семью, пара несколько лет встречается, и пока они не закончат учебу и не сделают карьеру, ни о какой женитьбе даже речи не идет. У нас же нет возможности хорошо узнать друг друга до свадьбы, чтобы понять — а стоит связывать свою судьбу с этим человеком? В наших семьях лучше всего живется мужчине, потому что им все позволено, а на Западе все семейные проблемы делятся поровну.
— Многие люди жалуются, что в Европе очень невкусная еда. К испанской кухне это тоже относится?
— Когда ты приезжаешь в новую страну, то еда может показаться тебе непривычной. Некоторые мои знакомые, которые бывали в Испании, говорили, что там нечего есть. Но проблема в том, что они просто не знают, что просить в ресторанах и магазинах. Недавно я ездил в Испанию со своими знакомыми, и им понравилось все, что я для них заказывал. Но если сравнивать продукты, то там многого нет — гречки, манки, сметаны, а таких вкусных помидоров, зелени и баранины, как в Азербайджане, вообще не найти. Но у них есть свои виды мяса, к которым надо привыкнуть. Когда я впервые поехал в Испанию, ребята пригласили меня в очень хороший ресторан, но как только я увидел, что мне подали, наотрез отказался это есть — на тарелке лежал небольшой круглый кровавый кусок, который они называют стейком. Я раз попросил, чтобы мне его поджарили, другой, но кровь все льется и льется. И только на шестой раз, когда стейк основательно пережарили, я смог его съесть, а мои испанские друзья сказали, что я все испортил. Прошло пару лет, и однажды мы собрались на шашлыки. Вдруг ко мне подошел один из моих приятелей. «Закрой глаза, открой рот», — сказал он мне, и я почувствовал необыкновенный вкус – это оказалось то самое красное мясо с кровью. После этого я понял, как его надо готовить – чем больше жаришь, тем больше портишь.
— Очень странно, ведь Испания – это же католическая страна, а в Библии есть прямой запрет на употребление крови в пищу…
— Тем не менее они его обожают… А еще испанцы очень любят хамон – вкуснейший окорок свинины, откормленный желудями.
— Как же при такой сытной, жирной кухне можно сохранить фигуру?!
— Самое интересное, что толстяков в Испании практически нет, потому что они очень себя любят и находят время для занятий спортом. Испанцы могут отправиться в тренажерный зал или бассейн даже в полночь! Они вообще не любят сидеть дома и ведут активный образ жизни, причем не только молодые, но и пожилые.
— В Испании, как и в других европейских странах, очень много мигрантов. Не вызывает ли это протест у местного населения?
— Они очень хорошо относятся к туристам…
— Это как раз понятно — туристы оставляют в стране деньги. Как они относятся к тем, кто там живет, работает, учится?
— Я жил в Севилье, и там иностранцу очень тяжело прижиться, но есть города, где эти процессы протекают намного легче. Местные жители никогда не ходят в те места, где тусуются иностранцы. И еще – испанец, выбирая между двумя ресторанами, один из которых держит испанец, а другой – приезжий, будут поддерживать своего. Чтобы испанцы стали ходить в ресторан к иностранцу, он должен там родиться, принять их традиции и культуру.
— А к вам как относились?
— Замечательно, меня они принимали, как своего.
— Интересовались ли ваши испанские знакомые Азербайджаном?
— Во времена СССР я очень много рассказывал про Азербайджан, потому что тогда они даже не знали, где он находится. Особенно их удивляло, что у нас есть свой язык. Год назад приехал ко мне один знакомый, и рассказал, что он был в Португалии, и когда выяснилось, что он — азербайджанец, то португалец радостно воскликнул: «А-а! Вэли КасумОв! Он здесь в футбол играл!» Честно говоря, мне было очень приятно, что меня там запомнили как азербайджанца.
— Ностальгия вас не мучила?
— Я рано потерял родителей, и мы остались вдвоем с братом, поэтому меня не так сильно тянуло домой, но по родине я скучал… И хотя я прижился в Испании, в Азербайджан приезжал с удовольствием, а сейчас вернулся по работе и решил остаться.
— Не скучаете по Испании?
— Еще как скучаю! У меня там остались друзья, знакомые, хороший круг общения. К тому же в Испании очень разнообразная жизнь. В этом плане у нас немного тяжеловато, здесь есть определенные нюансы, от которых пропадает улыбка… Но меня сейчас радует моя семья — моя жена и маленький сыночек.
— Сейчас очень модно рассуждать о депрессии. Вы часто испытываете стрессы?
— А по-моему люди сами ее и создают! Я заметил, что наши люди нервничают по любому поводу. Я, например, не любитель бешеных скоростей и гонок, и когда вернулся, то первое время не обращал внимания на лихачей, но со временем волей-неволей пришлось включиться в этот стрессовый процесс езды по нашим улицам.
И еще мне не нравится, что у нас нельзя быть мягким и вежливым, чтобы к тебе относились серьезно, надо быть жестким и грубым. Я с этим не согласен, и считаю, что с людьми надо быть вежливым, хотя неоднократно убеждался на личном примере, что в ответ на вежливое обращение тебе могут нагрубить. Для меня это непривычно, потому что я слишком долго жил в Европе.
— Если вернуться к теме футбола, то каким вы видите будущее азербайджанского футбола?
— Для того чтобы добиться хороших результатов, требуется много времени, но начинать надо с детей. Сегодня некоторые родители буквально заставляют своих детей играть в футбол, а ведь расписание тренировок зачастую совпадает со школьными уроками. В этом я вижу большой минус, потому что когда такой неуч приходит ко мне на занятия, то я не могу до него достучаться, хоть десять раз ему что-то объясняй! Его не научили учиться.
— И как же вы добиваетесь результата?
— Просто отказываюсь от такого ребенка, ведь если он меня не понимает на начальном этапе, дальше будет еще хуже.
— Какое же надо иметь терпение!
— Конечно, ведь мы не только тренируем, прежде всего, мы занимаемся воспитательным процессом.
— А родители не возмущаются подобным поведением тренера?
— Сегодня огромное количество желающих играть в футбол, особенно если тренер хороший. Но как я уже говорил, сейчас среди тренеров мало профессионалов, а те, кто видели футбол только по телевизору, не смогут вырастить нормального игрока. Доказать это непрофессионалам практически невозможно, поэтому приходится быть дипломатом. Перед тренером стоит сложнейшая задача – создать единую, монолитную команду, ведь в команде, как правило, бывает 16 игроков, а играют только 11. И надо сделать так, чтобы все были довольны, даже те, кто сидит в запасе, чтобы они смогли в любой момент встать на замену. Это очень тяжелый процесс.
— Тренер, отбирая игроков, учитывает их характер?
— Я всегда даю шанс тем, кто хочет играть в футбол, и старюсь изменить некоторые черты их характера. Если же они этого не понимают, мы расстаемся. В Испании, например, если ребенок не выполняет требования тренера, то эта проблема решается с родителями. Здесь же иная ситуация — есть ребята, которым кроме буханки хлеба кушать нечего, а я еще от него должен что-то требовать. А ведь для футболиста очень важна диета, но она недоступна детям из бедных семей.
— Может быть, тогда клубам и футбольным школам стоит кормить юных футболистов?
— Пара клубов уже кормит детей чисто спортивной едой — овощи, фрукты, паста, обезжиренное мясо. Качество диеты напрямую зависит от того, есть ли в клубе хороший врач, который разбирается в спортивном питании. Когда я вернулся в Баку, то пошел в свой первый клуб на обед для футболистов, но оказался на самом настоящем банкете, судя по обилию жирной, тяжелой еды. Естественно, я высказал свое мнение по этому поводу, и меня попросили составить для них правильное меню. Когда оно было готово, мне сказали, что это очень много и спортсмены не должны столько кушать. На самом же деле, проблема не в количестве, а в разнообразии, и у футболиста обязательно должен быть большой выбор, ведь еда — это энергия, которая ему необходима, чтобы хорошо играть и быстро восстанавливаться.
— Вы до сих пор придерживаетесь диеты?
— Обязательно, но если иду с друзьями в ресторан, то могу позволить себе некоторые поблажки. Но меня очень удивляет, что у нас год от года увеличивается количество толстяков. Я знаю много людей, которые постоянно говорят и думают о еде, поэтому и размеры у них становятся безразмерными. Каждый сам должен думать о своем здоровье и внешнем виде, тем более что сейчас можно питаться и вкусно, и полезно, и разнообразно.
— Вы надолго планируете задержаться в Азербайджане?
— Я хочу здесь жить и работать, хочется что-то сделать для нашего футбола, поделиться теми знаниями и опытом, который я приобрел в Европе, чтобы быстрее преодолеть отставание от других стран.
Спасибо, нашему уважаемому президенту господину Ильхаму Алиеву, который выделяет спорту, и конкретно футболу немало финансовых ресурсов. Все это делается для развития футбола, но, к сожалению, мы пока не можем выйти на нужный уровень. На мой взгляд, начинать нужно со школ, с уроков физкультуры, которые пока еще проходят на слабом уровне, а ведь именно там растет будущее нашего футбола. Но эту работу надо доверить тем профессионалам, кто знают о футболе не понаслышке.
41 views