Кукольное королевство Эльмиры Аббаслы

«Куклы – это отражение моего внутреннего мира. Кукла несет то, что вкладывает в нее автор. Авторская кукла является гармонизатором пространства»

Интервью с известным азербайджанским мастером авторской куклы, основоположницей авторских, профессиональных художественных кукол в Азербайджане, заслуженным работником культуры, членом Союза художников СССР и Азербайджана, одной из создателей первого частного Музея Кукол и национальной одежды при культурном центре «Чешмя» в Баку, членом Союза профессиональных художников России, дипломантом союзных, республиканских  и международных выставок, бронзовым призером II Международного биеннале фольклорных кукол в Кракове (1989), дипломантом I Московской международной выставки «Искусство куклы» (2010) Эльмирой Аббаслы.

Поначалу для Эльмиры Аббаслы создание кукол было своеобразным хобби, но любимое дело переросло в смысл жизни. Произведения Эльмиры Аббаслы пользуются огромным успехом, как у коллекционеров, так и у руководителей государства: они преподносятся в качестве подарков главам государств, гостям города, звездам сцены и др. официальным лицам. На данный момент ее работы находятся в частных коллекциях в России, США, Англии, Франции, Шотландии, Японии, Китае, Мальте и Германии. Сегодня Эльмира ханум создает сложные фантазийные композиции, философские по смыслу и высоко духовные по содержанию.

1-min.JPG

Наша беседа с Эльмирой ханум состоялась у нее дома, который превратился в небольшой музей – кукольное королевство, мир волшебства, загадочности и искусства. Несмотря на все достижения, у нее по-прежнему нет своей мастерской, а работает художница в своей небольшой квартире, которая выполняет функцию и мастерской, и музея, и жилища. Каждая работа автора – живое существо со своей собственной историей создания. Утонченные работы Эльмиры ханум – это огромный труд и безграничная фантазия автора, где сочетаются любовь и вера, тепло и свет, оригинальность и индивидуальность мастера, а главное – присутствует яркая частичка души художника. О жизни и творчестве Эльмиры Аббаслы в нашей беседе с мастером.

«Да, мне грех жаловаться: мои работы находятся в частных коллекция по всему миру, благодаря чему многие люди в разных уголках планеты узнают о нашей стране. Ведь в каждой работе я стараюсь отразить не просто свою любовь к родине, но обязательно показать ее богатство, ее культурный потенциал».

— Эльмира ханум, как давно Вы занимаетесь созданием авторской куклы?

— Профессионально созданием авторской художественной куклы я стала заниматься, начиная с 1982 года. В этом году моей деятельности исполнится 35 лет (улыбается). Отмечу, что начало, становление и мое развитие, как мастера, потребовало достаточно много времени, и это не удивительно, ведь мы учимся на протяжении всей жизни. Как говорят японцы, нет предела совершенству.

4-min.JPG

— Вас по праву называют основоположницей авторских, художественных кукол в Азербайджане. Получается, именно Вы стояли у истоков этого искусства у нас в стране и вывели его на профессиональный уровень?

— Совершенно верно, ведь именно моя работа «Nənə» (бабушка) стала бронзовым призером II Международного биеннале фольклорных кукол в Кракове (1987). Одна из членов жюри по секрету мне сообщила, что кукла «Бабушка» должна была взять первое место, но в силу определенных политических причин первое и второе места получили другие страны (улыбается). Отмечу, что это была единственная художественная кукла, выполненная в национальном стиле, которая сразу выделялась на фоне своих европейских конкурентов и сразу бросалась в глаза. Однако это никак не повлияло на мою мотивацию, а, наоборот, вдохновило, ведь такого успеха для Азербайджана на международном уровне в области авторской куклы у нашей страны не было. Поэтому профессиональное развитие и распространение искусства авторской куклы в Азербайджане началось с меня (улыбается). Конечно, до меня куклами в Азербайджане занимались. Например, театр кукол, правда это другое направление, а также можно по пальцам пересчитать некоторых мастеров, работающих на городском уровне, но мое творчество было совершенно другим направлением – это была кукла, как искусство, выведенная на мировой уровень. За годы своего творчества я приняла участие на союзных, республиканских и международных выставках, организованных на высочайшем уровне, где мои работы регулярно получали награды и дипломы, а также преподносились в качестве подарка VIP персонам.

— Можете вспомнить самую первую куклу, сделанную Вами?

— Это была «Nənə», победившая на биеннале фольклорных кукол в Польше. Эту куклу я сделала по образу и подобию своей горячо любимой бабушки, передав своему «детищу» теплоту, нежность, характер и невероятное обаяние. Представьте себе, насколько сложно создавать лицо текстильной куклы, прорабатывать каждую отдельную деталь, морщинки и прочие черты лица, ведь материя это не самозастывающий пластик, и поддается обработке гораздо сложнее, особенно, когда речь идет о мелких деталях.

ИНТЕЛЛИГЕНТ ( Образы Старого Баку) (1)-min.JPG

— С каких кукол началось Ваше творчество?  

— Это были текстильные кукла, так как в те годы другого материала просто не было. Дело в том, что в те времена не было ни интернета, ни каких-то видеозаписей и источников информации, поэтому мне приходилось рассчитывать и целиком полагаться только на свои силы, как говорится, учиться всему самой. Однако спустя годы я поняла, что этот накопленный десятилетиями опыт, мне был очень полезен, а работа в такой изоляции оказала на меня замечательное влияние. Я сама придумывала образы, работала над деталями, придумывала сюжеты и все остальное, опираясь на свой внутренний мир и знания, получаемые посредством постоянной учебы. На мое творчество и видение никто не влиял, и это здорово! Именно поэтому мои куклы называются авторскими, ведь каждая из них обладает оригинальной идеей. Я никогда не занималась копировкой, а стремилась создавать что-то новое, изящное и неповторимое. Главная особенность моих работ – это наличие концепции, поэтому я создаю концептуальные куклы, наделенные философским смыслом. Для художника очень важно найти свою подачу, свою особенность и свой почерк, чтобы его работы отличались индивидуальностью и оригинальностью. Я всегда стремилась, чтобы зритель мог сразу узнать мою работу по характерному почерку и технике исполнения и не спутал ее с произведениями других авторов. Копировка – это штамповка, убивающая истинное творчество. Поэтому я всегда была против копирования и была сторонником новаторства!

5-min.JPG

Оглядываясь на свою астрологию, я поняла, почему мне высшие силы доверили эту миссию, ведь по своей природе я лидер, пионер, первооткрыватель, прокладывающий путь, по которому потом идут остальные. Как человек, увлекающийся философией и астрологией, я понимаю, что это было неспроста.

— Однако, двумя гадами ранее Вы приняли участие на другой выставке, проходившей в Баку….

— В 1985-ом году я участвовала в профессиональной, очень значимой для меня, выставке «Художники театра и кино» в галерее Саттара Бахлулзаде с коллекцией совершенно других кукол. Это были персонажи к произведениям Узеира Гаджибекова и Джалила Мамед Кулизаде: Новруз Али, Курбан Алибек, Мешади Ибад, Джахан хала и другие.  Не могу не отметить, что для текстильных кукол это был серьёзный шаг вперед. Фотографии говорят сами за себя, ведь все куклы разошлись в частные коллекции (улыбается).

Немного раньше, в 1983-ом году, в Баку проходил международный симпозиум по искусству восточного ковра. Неожиданно мне поступило предложение создать 30 кукол в национальном стиле для подарков гостям этого грандиозного мероприятия. Опираясь на сегодняшний опыт, могу сказать, что те первые 30 кукол были еще совсем «наивными», но уже тогда они были встречены на «ура» гостями симпозиума.

Почему-то тогда у меня огромный интерес вызывали именно фольклорные куклы, герои сказок, легенд и притчей. Это пласт нашей азербайджанской культуры, который настолько богат, что здесь для художника открывается необъятное поле для творчества. Скажу больше, интерес к национальным куклам проходит через все мое творчество. Он эволюционирует, развивается, раскрывает свои секреты и скрытые грани.

Говоря о конце 80-х, не могу не отметить, как в 1986 году ко мне обратились с просьбой из общества «Дружба», на Мальте открывался музей, и из республик Союза необходимо было прислать туда несколько кукол в национальном стиле. Я согласилась с радостью, хотя платить мне за это никто не собирался. Затем поступил звонок от Намика Сафаралиева из того же общества, который сообщил, что руководство организации решило провести мою персональную выставку в Хельсинки, куда я радостная отправилась с 20-ю работами.

— После такого успеха Вас сразу приняли в Союз художников?

— Да! Представьте себе, что в 1988-ом году меня приняли в Союз художников СССР, вступить в который было очень сложно и почетно! К сожалению, сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону….

МУЗА ( из серии История Костюма) (1)-min.JPG

— Чем Вы занимались в тяжелые 90-е…?

— Это было сложное время, но я убеждена, что успех достигается лишь в том случае, когда каждый занимается своим делом. Я, как человек искусства, продолжила заниматься куклами. С 1988 по 1991 год работала в театре марионеток «БУТА» художником по костюмам. Чуть позже, в 1994 году, по приглашению молодого бизнесмена, я занялась созданием первого в Баку частного музея национальной одежды при культурном центре «Чешме». Представьте себе, что я сама руководила строительной бригадой, придумала дизайн, и спустя десять месяцев у нас получилось создать уникальный музей с потрясающим стилем, который посещала вся творческая интеллигенция того времени, деятели искусства, дипломатические работники, представили иностранных фирм и компаний. В этом музее я вела экскурсии, а также занималась с учениками. Мы создавали интересные экспонаты (гуран габы, мохюр и дараг габы), которые тут же пополняли экспозицию, а также реанимировали золотое шитье, так как наш музей был тесно связан с историей. Мое детище превратилось в творческий фонтан. Скажу больше, о музее был снят фильм с аналогичным названием. Оператор — Бейбудов, режиссер — Али Иса Джаббаров, для которого фильм «Музей» стал дебютом. Это был 1996-ой год. Однако в силу определенных обстоятельств и не без помощи недоброжелателей, мне пришлось уйти из этого музея, который пришел в запустение…

За время работы в музее я познакомилась с очень приятными людьми, одним из них стал представитель компании BP, который и пригласил меня участвовать в работе выставки «Oil&Gas». С первого года проведения выставки-конференции 1995 года мой стенд стал бессменным ее участником. Поэтому сейчас я понимаю, что нет худа без добра…

— Эльмира ханум, как называется направление, в котором Вы работаете?

— Это декоративно-прикладное искусство, одним из жанров которого являются художественные куклы. С моей подачи сейчас используется другое название — «объемная художественная миниатюра», которое более точно отражает процесс работы. А если подойти философски к ответу на ваш вопрос, то мое направление – это любовь!

Вообще, мне очень помогают полученные знания. Какое-то время я проработала художником-модельером на экспериментальном участке игрушечной фабрики, а также на кожгалантерейной фабрике, где я разрабатывала новые модели кожаных сумок в экспериментальном цехе. Таким образом, я научилась работать с самыми разными материалами, стала лучше его чувствовать: пластик, дерево, металл, ткань и т.д. На какое-то время, я буквально «прописалась» в музее национальной истории и библиотеках, где досконально изучала национальный костюм и украшения. В свое время, я работала в Театре марионеток «Бута», который сегодня находится в «Ичери Шехер». На протяжении трех лет я участвовала в первом спектакле театра «Аршин мал алан», где работала над персонажами, тканью оживляла деревянные куклы и декорации. Но спустя время, театра для меня оказалось мало, потому что у меня было слишком много идей, а воплотить задумки, работая в определенных рамках, я не могла.

%d1%85%d0%b0%d0%bd-%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d1%8b-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b1%d0%b0%d0%ba%d1%83-1-min

— В начале 2000-х годов у Вас была выставка в Москве. Можно об это поподробнее?      

— В  2001-ом году я отправилась в Москву, где моими работами заинтересовались в галерее Шаншиевой. Спустя год в Государственном музее Пушкина состоялось открытие моей персональной выставки, после чего все работы переехали в Центральный дом художника. В те годы в Москве наблюдался настоящий «кукольный бум», и мои работы стали своеобразной «свежей струей» в этот вид искусства, ведь восток с его шармом и очарованием всегда привлекает. Выставка прошла с огромным успехом, а посетила ее практически вся высшая интеллигенция Москвы. Это был успех не только мой, а всего кукольного искусства Азербайджана и пропаганда нашей культуры на высочайшем уровне.

— Но Вы занимались созданием не только авторской куклы….

— Конечно, я художник, у меня масса идей, поэтому и профиль достаточно широкий. Например, одно время я занималась созданием оригинальных шкатулок, которых собралось не один десяток. Шкатулка для меня – это тайна пустоты, ведь снаружи она переливается красотой, но самое ценное (пустота) у нее находится внутри. Вообще, мастер авторской куклы он и художник, и скульптор, и модельер, и ювелир и прочее. Помимо кукол, я также занимаюсь созданием цветочных композиций, изделий из дерева и многое другое. Одним словом, творческая мысль всегда бурлит, она работает, бьёт ключом. Поэтому хочется работать и создавать. У меня столько идей, на реализацию, которых не хватит целой жизни….

ЧАСОВЩИК и ВРЕМЯ (3)-min.JPG

— Как состоялось знакомство с фондом Гейдара Алиева?

— Мое знакомство с фондом, с годами переросшее в плодотворное сотрудничество, началось достаточно давно, еще в 2007-ом году, когда я вместе со своими авторскими куклами в числе многочисленной творческой интеллигенции Азербайджан представляла нашу страну на международном фестивале Библиобраз в Москве, где присутствовали первые леди 11 государств, первая леди страны, президент Фонда Гейдара Алиева подарила Людмиле Путиной одну из моих восточных кукол. Мне повезло принять участие в некоторых культурных проектах, осуществляемых фондом Гейдара Алиева, одним из которых стала выставка «Кукла в искусстве», которая в настоящее время проходит в Центре Гейдара Алиева.

— Почему куклы в восточном стиле вызывают такой интерес в мире, и какое место эта тема занимает в Вашем творчестве? 

 

— Восток – это волшебство и шарм, изящество и богатство, аромат и таинственность, красота и утонченность. Не зря говорят, что Восток дело тонкое и красота в Европу пошла именно оттуда. Именно поэтому ориентализм пользуется огромной популярностью в мире и с каждым годом набирает все большее число поклонников по всему свету.

В моем творчестве особое место занимают национальные куклы. Эта тема, с которой я начала профессионально заниматься художественной куклой, и которую я продолжаю и сегодня. Помню, как в 2008 году я создала целую серию из 12-ти работ  «Образ Старого Города», заказанную мне руководством историко-архитектурного заповедника «Ичери Шехер». Эти куклы отражают не только нашу богатую культуру, но и являются наглядным пособием для изучения азербайджанского национального костюма, как женского, так и мужского. Отличительная особенность моих национальных кукол – артистичность, оригинальные позы, эмоции, жесты и многое другое. Я убеждена, что кукла в национальном стиле должна быть выполнена мастером от начала и до конца самостоятельно, не прибегая к помощи других людей. Истинно художественная работа делается с нуля и полностью продумана художником. Самый сложный момент в национальной кукле – это работа над драгоценностями. Некоторые используют поломанную бижутерию, но это смотрится искусственно. Ювелирный аспект очень важен и показывает мастерство автора, ведь каждый регион имеет свои отличия. Поэтому я долгие годы проводила над книгами. Только знания придут тебе на помощь в процессе творчества, а многие «мастера», к сожалению, не придают этому никакого значения. Поэтому национальная кукла — один из самых сложных жанров кукольного искусства, благодаря широкому разнообразию костюмов и ювелирных изделий. Лучше всего в этом вопросе прибегать к помощи консультанта, как в свое время делала я (смеется). Если ты занимаешься делом, необходимо изучить его основательно и досконально. В противном случае, все будет поверхностно и не интересно!

%d1%88%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d0%b5-%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d1%8f-%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b0-3-min

— Расскажите про свои последние выставки….

— В прошлом году вместе с фондом я принимала участие на мероприятиях, проводимых в Германии и Франции. Осенью прошлого года в Париже на самом большом аутлете города была создана «Village d’Azerbaïdjan». Там на протяжении 10-ти дней была представлена азербайджанская культура, вызвавшая восторг не только местных французов, но и обычных туристов, восклицавших – «Monifique!» — великолепно. В этом мероприятии принимали участие азербайджанские художники, скульпторы, литераторы и другие творческие люди, а я представила свои куклы и авторские украшения. Реакция иностранцев на нашу культуру была просто потрясающей. Таким образом, фонд Гейдара Алиева проводит колоссальную работу, занимаясь пропагандой и распространением нашей культуры, искусства и истории.

Я очень благодарна представителям фонда Гейдара Алиева, которые не просто прониклись кукольной темой, но и выпустили книгу обо мне и моем творчестве, причем, на пяти языках: немецком, английском, русском, азербайджанском и французском. Это издание скоро выйдет в свет.

Немного ранее, в 2014-ом году, я представляла свои куклы на персональной выставке «Воплощение», которая проходила в азербайджанском культурном центре в Вене. Вернисаж имел большой успех в Европе. Это было потрясающее событие в моей жизни…

— Но спустя время, Вы увлеклись концептуальными куклами….

— Уже в процессе многолетней работы я поняла, что кукла является отражением внутреннего мира автора, его мыслей, чувств, переживаний и интеллекта. Поэтому со временем у меня стали рождаться куклы философского характера. Это были не просто куклы, а целые композиции, при помощи которых я высказывала волнующие меня мысли и чувства. В те годы я начала создавать свои самые известные концептуальные работы: «Часовщик и время», «Белая верблюдица», «Шах и Шахерезада», «Город, дающий силу», «Фаворитка султана», «Мадам флирт». Концептуальную куклу от куклы, как арт-объект, отличает, в первую очередь, глубокий философский смысл, который можно разгадать по определенным символам, ключикам, используемым мной в композиции. Поэтому каждую свою работу я стараюсь сделать не только визуально привлекательной, но и несущей определенную идею, раскрывающую некую философию бытия, и, обязательно, рассказывающую часть истории нашей страны. Эти работы мне настолько дороги, что я не готова расстаться с ними ни за какие богатства земли. Для меня эти куклы бесценны. Они словно живые существа, нуждающиеся во внимании, заботе и опеке.

— Каждое Ваше произведение обладает ювелирной филигранностью и утонченностью, являясь настоящим кладом, где отражаются мастерство, знания и мудрость автора. Сколько времени в среднем уходит на создание одной куклы?

— Когда меня спрашивают – когда работа считается законченной, я отвечаю – никогда, просто нужно в какой-то момент остановиться. Работа длится от нескольких лет, например, «Белая верблюдица» (работе 17 лет, но она еще не закончена), до нескольких месяцев. Уходит, как минимум, два месяца на куклу, при условии каждодневной работы.

ГОРОД ДАЮЩИЙ СИЛУ-min.JPG

Творчество – это сложный процесс, когда к тебе приходит вдохновение, ты словно переносишься в другую реальность, создается некий контакт с космосом, откуда ты черпаешь информацию, исходящую от огромного хранилища данных, вносимым туда каждым человеком, философом. Главное – это способность считывать эту нужную информацию и пользоваться ею. В такие моменты ко мне приходит озарение, идеи и мысли, которые высказывают многие всемирно известные философы. Поэтому у меня под рукой всегда находится блокнот, куда я стараюсь записать информацию, приходящую ко мне, когда открывается канал с космоса. В такие моменты в дело вступает мистика, я начинаю писать философские истины, которые сложно назвать стихами, а вспышки сознания, когда оно расширяется, и мы видим намного больше. Прозревший человек, чье сознание и мировоззрение максимально расширило свои границы, становится светлым и чистым. Поэтому мне хочется выплеснуть полученные знания, светящиеся мысли

и весь свой внутренний мир через свои концептуальные работы, награждая их светом и теплом. Спустя время я поняла, что создаваемые мною куклы – это не просто неодушевленные работы, это — живые существа, многие из которых стали пророчеством и предвещали многие важные события в моей жизни. В мире ничего не происходит просто так, ход вещей определяет закономерность. Это в очередной раз доказывает, что мир кукол полон мистики, тайн и загадочности.

— А как рождаются новые образы?

— Несмотря на то, что я часто вижу сны, многие из которых бывают вещими, образы ко мне приходят в обычной повседневной жизни…

— Кукла несет в себе частичку автора, его души и энергии. Вы с этим согласны?

— Конечно! Дело в том, что при создании куклы я вкладываю в нее свою энергию, тепло, свет, положительную энергетику, и конечно, частичку души. Именно поэтому кукла обладает позитивной аурой и притягивает к себе зрителей. Я не стремлюсь наделить ее негативными эмоциями и чем-то плохим, наоборот, только хорошее и светлое, чтобы она вызывала у людей радость, когда они на нее смотрят. Главное в нашем деле – это служение творчеству, а не деньгам. Если материальный аспект у автора стоит на первом месте, он не сможет создать настоящее произведение искусства. Истинным художником движет идея. Однако, хочу подчеркнуть, что деньги помогают ему реализовать эти идеи. Энергия денег в этом деле тоже необходима.

Отмечу, что развитие кукольного искусства невозможно без вкладывания инвестиций. Нам художникам нужны заказы. Если есть заказы, есть рост, если есть рост, есть развитие. Это звенья одной большой цепи и взаимодополняющие друг друга процессы. Ведь деньги, полученные от заказа, мастер тратит и на создание своей душевной работы, которая попадает на выставки и вносит свой вклад в развития искусства в целом. Поэтому развитие авторской художественной куклы напрямую зависит от вкладываемых в это искусство инвестиций, которые обязательно принесут пользу. Поэтому финансы – это уникальна живительная энергия, которая пронизывает все мое творчество и дает возможность творить и создавать красоту. Инвестиции не стоят на первом месте, но и без них художник не сможет сполна раскрыть свой талант и внести свою лепту в кукольное искусство.

НЕФТЯНИК ( Образы Старого Баку ) (2)-min.JPG

Самая большая награда – это восторженные отзывы людей, познакомившихся с моими работами, многие их которых приходят в неописуемый восторг, а я радуюсь вместе с ними, как ребенок. Бывают случаи, когда кукла пронзает чувствительную душу завороженного зрителя, и он не может от нее оторваться. В эти моменты в душе этого человека словно происходит какой-то всплеск, фейерверк! А что может быть лучше, когда твои куклы доставляют людям радость?!

— Есть ли у Вас кукла — талисман, приносящая удачу?

— На данный момент нет, но мысль создать такую куклу у меня была. Это будет некое неземное возвышенное существо, которому чужды все земные соблазны (смеется).

— Всем известно, что авторская кукла – это дорогое удовольствие, которое может себе позволить лишь мировая элита: короли, президенты, VIP персоны и бизнесмены. Скажите, стоимость куклы определяется сложностью ее создания, дорогостоящими материалами или все же именем мастера, создавшим произведение искусства?

— На первом месте – это задумка будущей работы, ее бесценность, которую и приобретает коллекционер. Чем глубже философская мысль автора, чем она ближе к божественной истине, тем работа дороже. На втором месте – материалы. Чтобы кукла жила дольше, нужно использовать как можно больше природных дорогостоящих материалов. Только натуральное может жить долго, а искусственное быстро погибает. И последний момент – имя автора.

— Как Вы оцениваете развитие кукольного искусства в Азербайджане?

— Кукольное искусство развивается семимильными шагами, ведь выставка, организованная фондом Гейдара Алиева, наглядно показывает, что кукла – это настоящее произведение искусства. Фонд занимается пропагандой и распространением нашей богатой культуры, включая музыку, ковры, литературу, живопись, скульптуру и включение в этот важный список художественной куклы говорит о новом этапе в развитии этого вида искусства у нас в Азербайджане. Думаю, после этого число людей, занимающихся авторской куклой, заметно увеличится, включая, и количество специализированных кружков. Однако мне бы хотелось, чтобы мастера, обучающие кукольному делу, были не кустарниками, а настоящими специалистами своего дела, Мастерами! Обучение – это сложный и ответственный процесс, который приносит плоды лишь тогда, когда им руководят профессионалы.

— Это, неверное, один из самых задаваемых вопросов — не хотели бы Вы передавать накопленный опыт и знания своим последователям, ученикам?

— Конечно, подмастерья у меня всегда были, есть и будут. Отмечу, что я преподавала в Детской картинной галерее в течение 10-ти лет, где вела кружок мягкой игрушки. Поэтому мне нравится передавать свой опыт. Однако, главное – это найти ученика, который любит кукольное искусство, вкладывает в него свою душу и хочет учиться. Очень часто молодые мастера, достигнув определенного технического уровня, начинают думать, что они получили достаточно знаний, и теперь могут работать самостоятельно. Главный соблазн в нашем деле – это деньги, материальный аспект, который многих выбивает из колеи. Если начинающий мастер думает только о деньгах, из него ничего не получится. А эта тенденция сегодня очень популярна, так как молодежь, в своем большинстве, начиная заниматься куклами, ставит цель – заработать, причем, побольше и побыстрее.

Поэтому не все выдерживают и поддаются соблазнам, ведь — это кропотливый и трудоемкий процесс. Нужно не только быть усидчивым, волевым и целенаправленным человеком с хорошей фантазией, но и любить свое дело….  Ведь любовь способна творить чудеса…. Со многими своими учениками мы остались хорошими друзьями, хотя они не стали мастерами авторской куклы. К сожалению, были и такие, кто стал копировать мои куклы и пытался на этом заработать….Учитель передает свои знания ученику, но это же не означает, что он должен его копировать. Необходимо создавать что-то свое, вырабатывать свой почерк, только так можно стать настоящим мастером, а не копировальщиком.  МУЗА ( из серии История Костюма) (2)-min.JPG

— Я слышал, что Ваша мечта — создание Музея художественных кукол в Баку. Насколько близка Ваша мечта, чтобы стать явью?

— Думаю, выставка «Кукла в искусстве» сыграет в этом процессе ключевую роль (улыбается).

— И под конец, планы на будущее?

— Я планирую не останавливаться на достигнутом, продолжать заниматься творчеством, создавая новые оригинальные работы, стараясь поднимать свой профессиональный уровень.

— Эльмира ханум, большое Вам спасибо за интересную беседу. Мы Вам желаем творческих успехов и новых выставок.

— Спасибо!


8-min

 

Интервью : Рустам Гасымов

Добавить комментарий