Солнечные краски азербайджанской художницы осветили Лувр

Пример этой целеустремленной девушки ( у которой церебральный паралич) в очередной раз доказывает, что при большом желании на волне оптимизма и жизнелюбия человек может добиться успеха и реализовать свою мечту, как это сделала Кенуль. С детства влюбленная в искусство, она мечтала стать художницей и писать картины, но по объективным причинам не могла этим заниматься. Однако, знакомство с Эмином Гахрамановым, известным азербайджанским художником авангардистом, основателем студии «EmArtstudio», сыграло судьбоносную роль в ее судьбе, позволив ей сделать шаги навстречу своей мечте. Только светлая вера, надежда и любовь помогли Кенуль вступить на этот долгий тернистый путь, на котором она уже добилась определенных успехов.

Сегодня ее картины постоянно выставляются как на республиканских, так и международных выставках.  Помимо этого, Кенуль Исмайлова — общественный деятель, Председатель отдела по вопросам творческой молодёжи людей с ограниченными возможностями здоровья в Обществе Женщин Инвалидов. представляю вашему вниманию интервью c молодой многообещающей азербайджанской художницей, выпускницей Российской Современной Инновационной Гуманитарной Академии (факультет искусствоведения) и членом Международной ассоциации деятелей искусств «Активисты Международного союза художников» Кенуль Исмайловой.

— Кенуль, насколько успешно и интересно проходили Ваши студенческие годы? Что дало Вам обучение в Российской Современной Инновационной Гуманитарной Академии?

-Начну с того, что я стала студенткой не сразу после школы в силу обстоятельств моего здоровья, но это было одно из самых заветных желаний в моей жизни — получить высшее образование именно в сфере искусства. Уже после окончания школы я профессионально стала заниматься художественной вышивкой, принимала участие на выставках и Международных фестивалях. Однажды, узнав об Инновационной Академии, и о дистанционном образовании, когда лекции, а также все зачёты и экзамены проводятся по интернету, я решила, что должна попробовать поступить в это учебное заведение, что позволило бы мне одновременно и работать и учиться. Поэтому я без всяких сомнений выбрала факультет, интересовавший меня больше всего — искусствоведение.

unnamed (12)-min.jpg

Мои студенческие годы проходили интересно, я жадно слушала лекции, особенно те, которые относились к истории искусства. Мы не только слушали лекции, но и просматривали видео, документальные фильмы о жизни и творчестве известных деятелей искусств, легендарных художников. Я все больше и больше погружалась в мир искусства, и все больше осознавала, что иду по правильному пути, потому что живопись, это то, чем я хотела и хочу заниматься всю жизнь.

— Вы начали свой творческий путь с декоративно-прикладного искусства. С чего началось Ваше увлечение вышивкой, и занимаетесь ли Вы ей сегодня?

-Да, именно так! Я долго думала, как мне выразить свои мысли, чувства, свое видение мира, если холсты, масло, краски так трудно мне даются, если они так далеки от меня. У нас дома была старая книга 50-х гг. под названием «Домоводство». В ней был раздел, посвященный художественной вышивке. Я решила, что если не могу изобразить мир, который вижу на холсте маслом, то буду его вышивать на канве с помощью мулине. Таким образом, я стала изучать этот вид искусства. Это была кропотливая, но очень интересная работа, на которую могло уйти несколько месяцев или даже лет (улыбается).

Занимаясь вышивкой, я приняла участие в нескольких крупных арт-проектах, республиканской выставке и двух Международных фестивалях в Москве и Польше, а так же вошла в состав лучшей молодёжи 2010-го года в этой номинации. Несмотря на то, что уже пять лет занимаюсь живописью, я никогда не расстанусь с вышивкой. В студии пишу маслом, а дома по-прежнему работаю нитками мулине. Считаю, что для достижения поставленной цели, нужно много работать и я, в свою очередь, пока у меня есть силы и возможность, буду это делать.

unnamed (19)-min.jpg

— Ваше профессиональное занятие живописью началось в студии Эмина Гахраманова. Как Вы с ним познакомились? Возможно, это был счастливый случай? 

-Моё знакомство с Эмином Гахрамановым можно назвать одним из самых счастливых случаев в моей жизни, и это не просто слова, а чистая правда. Расскажу почему! Мы познакомились задолго до того, как я твердо решила профессионально заняться живописью. Более того, я тогда только мечтала об этом. Это было в те времена, когда почти все известные художники имели свои маленькие мастерские и галереи на улице «Торговой» (ныне ул. Низами), где также оформляли картины в рамы. Я тогда, как раз, готовилась к международному фестивалю, должна была лететь в Москву, и мне срочно нужна была рамка для фестивальной работы. Над этой вышивкой я трудилась, буквально, день и ночь, и называлась она «Турецкий базар».

За день до поездки я завершила работу, но если картину на холсте можно выставлять без рамы, то вышивку нет. Мой рейс в Москву был ночью, поэтому мне срочно нужна была рама. Однако найти ее не удавалось, так как мастера ссылались на отсутствие времени ввиду большого количества заказов. Я была в отчаянии, потому что понимала, если не сделаю раму, меня не допустят к фестивалю, и весь мой труд будет напрасен. Как вдруг услышала: «Я так понимаю, вам нужна помощь». Я объяснила ситуацию, он взял работу и сказал, что нет проблем, через час все будет готово. Пока мы ждали, этот человек увлеченно рассказывал о художниках и дивных картинах, которые там находились. Я тогда впервые так близко соприкоснулась с живописью и была в неописуемом восторге от его рассказов. Через час работа была в рамке, и ночью я спокойно улетела в Москву. Я была очень благодарна этому художнику, чьё имя мне довелось узнать только через несколько лет. Этим душевным человеком оказался Эмин Гахраманов, но это уже другая история, не менее интересная.

unnamed (24)-min.jpg

Примерно через три года я куда-то торопилась и вдруг, какая-то девушка, раздававшая буклеты, протянула мне один из них. Обычно я ничего не беру, но в этот раз, словно по велению судьбы, взяла и пошла дальше по своим делам. Только дома я посмотрела буклет, который оказался рекламой студии изобразительного искусства. «Эх!», — подумала я, — «мне о таком остается только мечтать». С этими мыслями я убрала буклет….

В социальных сетях я всегда смотрела странички художников, и как-то раз увидела профиль Эмина Гахраманова. Мне показалось, что его картины очень необычны, ведь это был авангард. Я предложила ему дружбу, и мы хорошо пообщались. Узнав о моей мечте стать художницей, он пригласил меня в свою студию. Я сказала, что у меня врядли получиться из-за проблем со здоровьем. Однако, Эмин утверждал обратное. И тогда, я решилась! Он дал мне надежду, и стал для меня хорошим другом, наставником и педагогом, который открыл мне самый прекрасный мир, — мир живописи. Через некоторое время я случайно нашла тот самый буклет, улыбнулась и подумала, что это была судьба. В моей жизни, все-таки, много чудес (улыбается)!

У бразильского писателя Пауло Коэльо есть такая фраза в романе «Алхимик»: «Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось…»

— Расскажите про Ваши занятия в студии изобразительного искусства «EmArtstudio»… Насколько велика роль педагогов в раскрытии и совершенствовании Ваших способностей?

— Несмотря на тяжёлую болезнь, я считаю себя счастливым и везучим человеком, ведь говорят же, если Всевышний что-то у тебя забирает, значит, ему есть, что дать взамен. Так происходит и в моей жизни. Всевышний просто проверяет мою силу воли. Да, он обделил меня крепким здоровьем, зато дал мне решительность, трудолюбие, терпение, оптимизм, веру в лучшее, и, конечно же, окружил меня поддержкой дорогих мне людей. Все вышеперечисленное, включая поддержку родителей и моей младшей сестры, сыграли большую роль в моей жизни. И, конечно, хочу отметить поддержку моих замечательных друзей, моих уважаемых педагогов, которым я останусь благодарна всю жизнь.

В «EmArtstudio» я занимаюсь почти пять лет. Это моя школа живописи, мой второй дом, где всегда хорошее настроение, всегда уютно, где царит творческая атмосфера. Там я познакомилась с людьми искусства, известными азербайджанскими художниками и скульптурами, людьми, творящими чудеса на холсте и из глины, которые прославляют Азербайджан во всем мире.

Да, огромную роль на моем творческом пути сыграли педагоги, известные не только в Азербайджане, но и за рубежом: Эльчин Буньятов, Эмин Гахраманов, Зохраб Джаббаров, Руфат Аскеров, Садыг Бядалов, Асим Байрамов. Я могу долго, с наслаждением, наблюдать, как они работают, следить за их техникой и тонкостями написания картин. У каждого из них есть чему поучиться, каждый имеет свой стиль, свою технику, свое мировоззрение, и каждый из них вложил в моё творчество частичку своей души. Мне очень повезло с педагогами, я всегда буду им благодарна за их вклад и поддержку в мои творческие начинания, и становление как художника.

unnamed (11)-min.jpg

— Первая выставка в жизни художника является запоминающимся событием. Думаю, Вы в этом плане не исключение…

-Конечно! Я помню свою первую выставку. В то время я работала в женской инвалидной организации и была координатором по проблемам молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. Там осуществлялись проекты, тренинги, проходило множество конференций не только у нас в Азербайджане, но и за рубежом. Всё это проводилось для  улучшения качества жизни, трудоустройства, а также предоставления людям с ограниченными возможностями здоровья возможности получать высшее образование, и развиваться в спортивной, творческой и во всех остальных сферах жизни.

Однажды мы работали над творческим проектом, организовывали региональную выставку, где со всех регионов страны принимали участие представители талантливой молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. Я до этого не участвовала в подобных проектах, но на этот раз решилась, так как работ к тому моменту у меня скопилось много. Первые впечатления – это чувство восторга, когда твои работы видит и оценивает большое количество людей, заслуженные деятели искусств, журналисты и т.д. Первый диплом, первые съёмки, первые статьи о проделанной тобой работе, — это не передаваемые ощущения, осознание того, что ты не зря столько трудилась, и людям нравятся твои творения. Столь яркая эмоциональная отдача вдохновила на желание работать ещё больше, ещё лучше, создавать красоту и никогда не останавливаться на достигнутом. Мне повезло, что первый вернисаж, в котором я приняла участие, был масштабным региональным проектом, где участвовали художники, модельеры национальных костюмов, скульпторы, деятели декоративно-прикладного искусства, в числе которых, как раз, я и была.

Затем было много других проектов, фестивалей и благотворительных выставок, но сердце хотело другого. По-прежнему, глубоко в душе, жила мечта стать художницей и принимать участие на выставках именно как художник. К моему счастью, спустя несколько лет и эта мечта сбылась — первый вернисаж, крупный проект, организованный студией Эмина Гахраманова «EmArtstudio», министерством культуры и туризма АР, Союзом художников Азербайджана и Книжной Академией. Это был вернисаж под названием «Книга глазами художников», где я представила две самые первые работы маслом, и сразу заняла первое место! Моя мечта снова сбылась.

unnamed (43)-min.jpg

— Кенуль, давайте перейдем непосредственно к Вашему творчеству. Смотря на написанную Вами картину, можно определить Ваш характер?

— Думаю, что можно. Я по природе оптимист, стараюсь видеть во всем только хорошее, доброе, светлое. Краски на моей палитре всегда яркие, светлые, теплые. Я редко пишу или вообще стараюсь не писать трагические и мрачные картины, а также стараюсь не принимать участие в вернисажах такой тематики. На мой взгляд, в жизни и так много тёмных сторон, проблем и трагедий, а искусство должно быть прекрасным и дарить людям радость.

— В своем творчестве Вы придерживаетесь импрессионизма. Чем Вас привлекает это направление живописи? Как проходил процесс творческих исканий?

— Искусство в целом и рисование в частности, я любила с детства.  Помню в юности, когда я ещё училась в школе, российское телевидение иногда подключалось к некоторым зарубежным каналам, где шли интересные программы, документальные фильмы о легендарных художниках. В этих передачах показывали картины таких художников как, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Эдгар Дега. Они были импрессионистами, и я буквально влюбилась в этот стиль, в тона, в передачу света и тени, в то, как импрессионисты ставят мазки. Это просто «чудо» думала я. Импрессионизм — стиль, полностью совместимый со словом «впечатление». В художественной вышивке я тоже придерживаюсь именно импрессионизма.

— Ваши картины отличаются яркими сочными красками. Почему Вы отдаете предпочтение теплым тонам? С чем это связано?

— Я хочу, чтобы люди, смотрящие на мои картины, видели свет моей души, доброту, искренность, веру в лучшее, чтобы на душе у них становилось солнечно. Процитирую одно небольшое стихотворение Юлии Воеводиной. Кстати, я очень люблю стихи, и поэзию в целом:

Я нарисую в душах теплоту,

В сердцах — добро, в глазах — искринки света.

И людям подарю я поутру

Улыбку — ту, что нежностью согрета.

Я попрошу у радуги цвета:

Раскрашу в них людское настроенье,

Чтоб в мире жили только доброта,

Тепло души и радости свеченье.

Художник должен дарить людям позитив.

unnamed (14)-min.jpg

— Чему Вы отдаете большее предпочтение: маслу, акрилу, пастели, карандашу…?

— Маслу и акрилу. Иногда дома рисую постелью.

— Вы сразу пишите картины или предварительно делаете эскизы для своих будущих полотен?

-Нет, наброски я никогда не делаю, у меня просто нет на это времени, потому что иногда приходиться работать сразу над несколькими проектами. Есть ещё моя, не связанная с искусством работа. Я одновременно являюсь председателем по вопросам творческой молодёжи, людей с ограниченными возможностями. Все это, конечно, не даёт полностью погрузиться в живопись. В своей работе я использую фотографии, иногда, сразу несколько. Порой добавляю в материалы свои мысли, иногда прислушиваюсь к советам педагогов. Всё зависит от ситуации или масштаба проекта.

— Как, по-Вашему, картины можно считать отражением внутреннего мира художника?

-Конечно, ведь каждый художник видит мир по-своему. Кто-то видит его в мрачных, пасмурных, тёмных тонах, кто-то наоборот, как я, — в ярких, сочных и солнечных красках. Бывает, что художник живёт в ужасных условиях, но на холсте все равно, радующие глаз краски, у человека тяжёлая жизнь, но яркий внутренний мир. Бывает, художник богат, известен и все вроде бы хорошо, но картины непонятного оттенка, сплошная тьма, его внутренний мир наполнен злобой, ненавистью, а может, и одиночеством.

— Какая тема у Вас самая любимая?

— В основном я пишу пейзажи и натюрморты. Очень люблю нашу природу, море, старый город. Меня вдохновляют осенняя погода, когда моросит дождик, и лёгкий ветерок играет листвой деревьев, шум моря или водопадов, а так же прогулки по Ичери Шехер, это самая любимая тема моих картин: старые дома и улочки, Дворец Ширваншахов, крепости, мечети. Это источник моего неиссякаемого вдохновения.

unnamed (46)-min.jpg

Помимо этого, мне нравится обращаться к городской тематике, например, изображать уютные города Европы. Архитектура европейских стран не может не восхищать: таинственные замки, сказочные домики, рыбацкие пристани с яхтами и лодочками и многое другое. Когда пишешь такие картины, ты словно путешествуешь во времени или оказываешься в сказке.

— Кенуль, Вам нравится писать под музыку? 

— Очень! Люблю работать под звуки музыки, как классической, так и современной, например, различные романтические мелодии и песни. Безусловно, когда работаю, должна звучать хорошая музыка, в основном это произведения Брайана Крейна, Людовико Эйнауди,  Бетховена, Паганини, Шопена, Эдвина Мартина, Дэвида Гарретта, звуки фортепиано и скрипки не оставляют меня равнодушной.

— Вы постоянно находитесь в творческом процессе. Хотелось бы узнать, откуда Вы черпаете столько энергии и бывают ли моменты, когда Вам не хочется писать?

— Участвовать в Международных выставках и фестивалях, представлять культуру своей страны и узнавать о культуре других стран, это почетно, как для самого художника, так и для страны, которую он представляет. Мои работы побывали на Международных фестивалях в Габале, Измире, Москве, Польше, Бельгии, Мексике, Франции.   Мои картины находятся в частных коллекциях в Азербайджане и за рубежом. Мне предлагают открыть персональную выставку в Нью-Йорке, Стамбуле и здесь в Азербайджане. Для этого нужно много работать, а творческий успех и различные победы дают стимул и энергию.

Однако, бывают моменты, когда устаю, хочется все бросить. Но, появляется новый проект, выставка и ты понимаешь, что нужно двигаться дальше, покорять новые вершины, идти навстречу мечтам (улыбается).

— Художник часто пишет то, что его волнует и трогает душу. Вы уже написали множество картин, но хотелось узнать следующее: какая картина Вами еще не написана? Какую тему Вам бы хотелось затронуть в будущем?

— Много картин мною ещё не написано (смеется). Дело в том, что у меня много планов и идей, которые ждут своего часа, своего мгновения. Надеюсь, Всевышний даст мне возможность и силы на их осуществление. Честно говоря, не знаю, к каким темам я буду обращаться в будущем, но надеюсь, что они окажутся позитивными. Хотелось бы написать природу Шуши и Карабаха, так как мой отец родом из этих мест. Конечно, как можно скорее написать картину на тему победы, изобразить освобождённые от армянской оккупации азербайджанские земли! Ин ша Аллах в скором будущем все так и будет.

— В каком всемирно-известном музее или галерее Вы бы хотели видеть свои картины?

— Не буду лукавить (улыбается). Мне, как и каждому художнику, хочется видеть свои работы во всех всемирно известных галереях и музеях мира. Но, лично для меня самым любимым музеем является Лувр. Увидеть там свои картины — это была большая мечта и этой мечте суждено сбыться! В октябре  2016 года  в парижском Лувре состоялась Международная выставка, где были представлены мои работы. Франция, и ее столица Париж, это город любви, город романтики, город музей. Именно там был открыт стиль, в котором я работаю – импрессионизм. Именно Франция открыла миру легендарных художников импрессионистов. Лувр — это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов, каждый из которых является шедевром копилки мирового искусства.

unnamed (44)-min.jpg

— Где хотели бы провести свою персональную выставку?

-О конкретном месте, честно говоря, не думала. Возможно, это будет уютная галерея в «Ичери Шехер» или какой-нибудь музей в центре города, а может моя первая персональная выставка пройдёт за рубежом. Кто знает, как сложатся обстоятельства моей жизни и творческого пути….

— Думать как художник и быть им — это одно и то же?

-На мой взгляд, несомненно, причем не потому, что любой человек может любить искусство, и думать как художник, являясь при этом, человеком, совсем далеким от живописи как профессии. В наше время практически каждый может обучиться любым техникам живописи, но это не значит, что он всю жизнь посвятит искусству. Все-таки художником нужно родиться.

— И напоследок, что для Вас быть живописцем? Кого, по-Вашему, можно назвать «художником»?

— На данном этапе я не считаю себя профессионалом, ведь сегодня я нахожусь в поиске техник, стилей и направлений живописи. По моему мнению, истинный художник – это человек, посвятивший всю жизнь искусству, живописи, человек, овладевший всеми техниками живописи, обладающий способностью выразить свой внутренний мир, свои мысли или сразу понять, что хочет заказчик, к примеру, написать картины, которые вызовут не только восторг, но и заставят задуматься. Живописцем можно назвать человека, чьи картины будут помнить веками, чьё творчество знают не только на Родине, но и за её приделами. Настоящий художник – это человек, который в состоянии оставить после себя хотя бы небольшой след в истории искусства или живописи.

unnamed (28)-min.jpg

— Кенуль, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем успехов, неиссякаемого вдохновения и выставок в самых престижных галереях мира.

— Спасибо!

unnamed (4)-min.png

unnamed-18-min

unnamed-19-min

unnamed-27-min

unnamed-41-min

 

Интервью : Рустам Гасымов

Добавить комментарий