В детстве, когда у меня не хватало денег на билет, я перелезал через высоченный, как мне тогда казалось, забор только для того, чтобы посмотреть на моего кумира, самого умного и самого точного футболиста моей любимой команды «Нефтчи» Игоря Пономарева. А потом, вдохновленный увиденным, я пытался воспроизвести его приемы во дворе. Разве я мог тогда представить себе, что когда-нибудь не просто познакомлюсь со своим кумиром, но и подружусь, и каждый год буду звонить ему в Швецию, и поздравлять с днем рождения. Кстати, в этом году Игорь Анатольевич отметил свое 55-летие, и от имени всех читателей мне бы хотелось пожелать ему кавказского здоровья и долголетия, счастья, которое мужчина может найти в любимой семье и окружении близких людей, верных друзей и радости от работы!
— Как сложилась ваша жизнь после завершения активной футбольной карьеры? У вас были какие-то планы на будущее?
— Естественно! Мне хотелось заниматься тренерской работой, передавать опыт молодежи, но этому помешал распад страны, который стал полной неожиданностью для большинства советских людей. Я оказался в совершенно другой стране, в других условиях, и мне пришлось принимать решение о своем будущем, и результатом этих размышлений стал отъезд в Швецию.
— Почему вы решили уехать именно в эту страну?
— Через год после Олимпиады в Сеуле в 1988 году мы с командой «Нефтчи» были в Болгарии, и вдруг я узнаю, что мне предлагают контракт со шведским футбольным клубом «Норрчепинг», о существовании которого в то время я, естественно, не знал. Когда я вернулся в Москву, то из гостиницы «Спорт» позвонил супруге, и она мне сказала, что уже дала свое согласие. Так мы очутились в Швеции… В молодости мы с ней часто гуляли по бульвару и мечтали о том, как было бы хорошо поехать ненадолго в другие страны, поработать в футбольных клубах, посмотреть, как там живут люди. Заграница никогда не была моей самоцелью, ведь я начал выезжать с 16 лет, причем первой моей страной стала Швейцария. Но кроме тренировок и игр, у нас всегда была очень насыщенная культурная программа – нас водили на экскурсии и прогулки по городу, мы посещали музеи, покупали подарки для родных.
— Как вы преодолевали разницу между туризмом и иммиграцией?
— Это был нелегкий процесс… Когда я только приехал в Норрчепинг, директор футбольного клуба посоветовал мне пойти на курсы шведского языка, но я ему возразил, что не планирую жить в Швеции, поэтому лучше подтяну свой английский. К счастью, он меня уговорил. Кстати, двадцать лет назад государство платило деньги тем, кто обучался шведскому языку. И недаром платили — язык этот довольно трудный для восприятия, поэтому определенные успехи появились у меня только к концу второго года.
— В клубе, кроме вас, были иностранные игроки?
— В то время в шведских клубах разрешали иметь не более двух иностранцев. Одним из них был я, а вторым парень из Финляндии. Но надо учитывать еще и тот факт, что я был первым человеком из СССР, который попал в этот клуб. Это была эпоха перестройки, когда Советский Союз постепенно открывался миру, когда имя Горбачева было у всех на устах. И на этой волне я сразу же оказался в центре внимания, у меня постоянно брали интервью, и в газетах мои фотографии часто соседствовали с фотографиями Горбачева.
В 1989 году, наконец-то, открыли границу для спортсменов, но мы еще ездили по линии спорткомитетов, и большое содействие в моем отъезде оказал тогдашний руководитель азербайджанского спорткомитета Юрий Мамедов.
— Чем вы занимались после окончания контракта?
— Я остался при клубе «Норрчепинг» и стал ответственным за техническую подготовку футболистов с 14 до 16 лет. А потом пошел учиться на курсы организатора свободно времени, которые, кстати, окончили многие хорошие тренеры.
— И это было уже на шведском языке?
— Да, к тому времени я его уже неплохо освоили, к тому же, в этот момент все очень активно мне помогали, ведь я же был довольно известной личностью в городе. И даже сегодня, несмотря на то, что я давно уже не играю, меня до сих пор помнят и любят, что, конечно же, очень приятно…
— Какие в общении эти суровые скандинавы?
— Разные — есть нормальные, теплые люди, любящие дружеское общение, есть и те, кто держится обособленно. Скандинавы вообще очень сдержанные, холодные и не любят демонстрировать свои эмоции.
— В каком состоянии в то время находился шведский футбол?
— Скажем так, в непрофессиональном, практически на детском уровне. Но в Швеции спортивному движению уделяют огромное значение, причем, не только государство, но и сами люди. Многие родители, например, проходят специальные курсы, и становятся тренерами своих же детей. Но это, разумеется, происходит только в обычных командах. К профессиональному спорту предъявляются совершенно иные требования.
— Шведы любят заниматься спортом?
— Да, это очень спортивный народ. Большинство занимается бегом, плаванием, футболом, хоккеем, посещают тренажерные залы. Одно время людям даже оплачивали занятия спортом в целях пропаганды здорового образа жизни.
— А как решают проблемы с курением и алкоголем?
— Как и везде в Европе – активно борются с этими вредными привычками! Однажды я долгое время отсутствовал в Швеции, и когда вернулся, то меня поразило, что перед всеми кафе и ресторанами стояли толпы курильщиков. Оказалось, пока меня не было, в стране ввели запрет на курение в помещениях. А что касается алкоголя, то люди, конечно же, разные попадаются, но сегодня самыми популярными напитками в Швеции являются пиво и вино, водку тоже пьют, но без особого энтузиазма.
— Самые популярные виды спорта это…
— Хоккей, футбол, плавание, лыжные виды спорта, большой теннис, очень хорошо развит мужской гандбол, есть немало талантливых ребят в легкой атлетике. Современный мир очень мобильный, быстроменяющийся, и это оказывает немаловажное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на спорт, который стал более организованным и элитно направленным. Сегодня стараются воспитывать спортсменов высокого класса. Безусловно, этот процесс происходит на фоне массовости спорта, ведь без этого невозможно провести отбор наиболее талантливых и перспективных спортсменов, а отбор идет жесточайший. Это важно и с чисто экономической точки зрения, так как спорт стал приносить очень хорошие деньги, и у молодежи появился реальный стимул.
— Это правда или миф, что из-за недостатка солнца многие шведы страдают депрессией?
— Правда, солнца действительно иногда не хватает. В самые темные месяцы рассвет наступает в одиннадцать утра, а закат — в три часа дня.
— И как же народ борется с этим?
— По-разному — занимаются спортом, ходят в кино, театры, на выставки, проводят отпуск в теплых странах, а некоторые уезжают загород, чтобы покататься на лыжах.
— А вы освоили лыжи?
— Я встал на лыжи только один раз. Спуститься с небольшой горки у меня получилось без труда, но когда я поднялся на верхушку холма и увидел по-настоящему крутой склон, снял лыжи и ушел.
— Как вы проводите выходные?
— Общаемся с внуками, ходим в кино и театры, встречаемся с друзьями. А если хочется прогуляться на свежем воздухе, то в Швеции очень богатая природа, и всегда можно сходить в лес.
— Не могу не задать вам вопрос об азербайджанском футболе. В последнее время некоторые журналисты как заклинание повторяют, что командные игры противоречат нашему менталитету. Вы согласны с этим утверждением?
— Думаю, такие взгляды и оценки — это миф! У нас же были и замечательные футболисты, и прекрасная команда, и собственные тренеры. Почему если в других странах можно воспитывать молодежь и достигать успехов в командных видах спорта, у нас это невозможно?! Мы все время ориентируемся на западный менталитет, и приглашаем иностранных специалистов среднего звена, а люди, пришедшие в футбол из других профессий, начинают рассказывать футболистам, как надо работать. Это мне вообще не понятно! За годы существования AFFA мы не воспитали ни одного футболиста международного класса. Причин здесь множество, и одна из них отсутствие местных кадров. Во всем мире востребованы люди, которые что-то сделали для своей родины, мы же заменили своих специалистов, знающих особенности местного менталитета, иностранцами. Мой многолетний опыт подсказывает мне, что пока мы не возродим футбольные школы и массовость, как это было в прежние времена, пока не воспитаем свои национальные кадры, мы не сможем добиться существенных успехов.
Фото : Шаин Гусейнов
Март, 2015
272 views