Талант, не имеющий границ

Талантливый человек талантлив во всем. Это выражение как нельзя лучше подходит для нашей сегодняшней собеседницы – молодой азербайджанской художницы Нармин Абдуллаевой, которая, несмотря на свой возраст, смогла уверенно заявить о себе в искусстве.

Девушка не ограничивает свою деятельность строгими рамками, считая, что искусство, как и талант, не имеет границ. В этой связи хочется отметить, что Нармин является обладательницей гранта Союза художников Азербайджана (2012), членом Союза художников АР (2011), детским иллюстратором (компания «Çaşıoğlu-Multimedia»), модельером детского театра «Çiçəyim», лауреатом множества премий и наград (Премия молодежи (2012), Молодой специалист (Конкурс, проводимый профсоюзом, 2015)), чьи картины выставлялись не только в Азербайджане, но и во многих странах мира. В качестве модельера она выпустила несколько коллекций дизайнерской одежды: «Джинсы», «Весенний венок», «Камуфляж», «Ребята нашего двора», «Зимняя одежда» и т. д. Будучи постоянной участницей выставок, проводимых Министерством культуры АР, Азербайджанской государственной художественной академией и Союзом художников АР, Нармин удостаивалась I, II и III мест. В общей сложности у художницы более 70 наград, сертификатов и дипломов. Знакомьтесь, Нармин Абдуллаева.

 

— Нармин, с чего началось Ваше увлечение живописью? Вы, наверное, как и многие дети в детстве любили рисовать?

— Мое увлечение рисованием началось с раннего детства. Сколько себя помню, я всегда сидела с карандашом в руках и что-то рисовала, раскрашивала, фантазировала. Однако, в отличие от других детей, в моем случае – это было не простое увлечение, ведь я рисовала на протяжении часов, не делая перерыв на перекус и отдых, пока работа не была полностью закончена. Об этом часто рассказывает моя мама, ведь мне на тот период было всего 2-3 года (улыбается).

image-22-04-16-07-35-5

— Были ли в Вашем роду художники, и как семья отнеслась к Вашему выбору?

— Несмотря на то, что в нашем роду было много талантливых и творческих личностей, проявлявших интерес к изобразительному искусству, никто из них, к большому сожалению, не стал профессиональным художником. Мои дедушки обладали творческими способностями, но не занимались художеством. Родители в детстве тоже рисовали, но их увлечение не перешло на профессиональный уровень. Возможно, именно поэтому, видя мое желание и интерес к изобразительному искусству, они создали все условия, чтобы я могла заниматься творчеством, и всегда меня поддерживали.

 

— Когда Вы решили окончательно связать свою судьбу с живописью?

— В возрасте семи лет мама записала меня в Детскую художественную галерею имени Тофика Исмайлова. Уже в 9 лет у меня прошла первая персональная выставка. Я всегда говорила, что в будущем стану художником. В детстве, наряду с живописью, я играла в театре. В детском театре «Çiçəyim», где моя мама Рена Керимова, является режиссером, мы вместе с братом Гасаном пробовали свои силы в качестве юных актеров, сыграв главные роли во многих детских спектаклей. Однако, меня никогда не посещала мысль бросить изобразительное искусство и стать актрисой, несмотря на то, что известные азербайджанские деятели театра и кино были впечатлены моими выступлениями на фестивалях детских спектаклей и пророчили мне большое будущее, советуя поступить в Институт искусств (улыбается). Поэтому, узнавая о моем желании стать художником и поступить в художественную Академию, они сильно удивлялись.

 

 

— Однако, Вы поступили не на факультет живописи, а факультет дизайна — специальность художественное ткачество. Почему?

— Вначале я проучилась на факультете «живопись» Гимназии искусств. Мои учителя очень хотели, чтобы я продолжила образование на аналогичном факультете, но уже в Академии художеств. Однако, я приняла решение стать модельером, к тому времени уже несколько раз приняв участие на фестивалях моды. Одним из самых значимых мероприятий был музыкальный конкурс-фестиваль «Бакинская осень». Впервые молодым перспективным модельерам разрешили сделать костюмы для юных исполнителей. Принимая во внимание победу, одержанную мной на художественном конкурсе, попробовать свои силы организаторы доверили именно мне. Однако, было необходимо подготовить оригинальный костюм, так как моими соперниками были профессиональные модельеры, а я в то время еще училась в школе. Поэтому, по советам педагогов я представила дизайнерский костюм, сделанный из батика. В этом деле мне помогли Энвер Гараев и моя первая учительница Рахила Мамедзаде. При создании костюма не могу не отметить ценные советы и поддержку Марины Меликовой. По итогам конкурса я получила особый приз музыкального фестиваля «Бакинская осень». Именно участие в данном конкурсе повлияло на мой окончательный выбор. Я приняла решение поступить в Академию художеств, где я получила степень бакалавра по специальности художественное ткачество, изучая батик.

 

— Насколько успешно проходили Ваши университетские годы? Нравилась ли Вам учеба в Академии?

— Годы, проведенные в Академии, оказались очень ценными и интересными. Желание получить как можно больше знаний от каждого педагога еще больше связывало мою судьбу с творчеством. Тяга к знаниям и учебе была настолько сильна, что даже будучи студенткой первого курса, все знали о моем желании в будущем продолжать обучение в магистратуре. Моей главной целью было получение знаний, поэтому я проводила все свое время, даже свободное, в мастерской, стараясь не отвлекаться. Таким образом, все мое время было целиком и полностью посвящено творчеству (улыбается).

image-22-04-16-07-35-3

— Что касается магистратуры, то Вашей специализацией стал театральный декор. Почему Вам захотелось освоить профессию театрального художника?

— Несмотря на то, что я повзрослела, моя любовь к театру не прошла. Театральный декор был мне очень близок, так как театральная сцена, декорации, костюмы стали неотъемлемой частью моего детства и юности. Эти, наполненные эмоциями года, не прошли бесследно.

 

— Давайте вспомним 1999-ый год, когда Вы получили золотую медаль, заняв первое место на выставке-конкурсе в Японии, где приняли участие представители из 144 стран мира?

— Начиная с того момента, когда я стала серьезно заниматься художеством, я считала своим долгом участвовать во всех конкурсах и фестивалях (смеется). Мама и учительница мне в этом помогали. Не было конкурса, где бы я не принимала участие, но к большому сожалению годы долгой и упорной работы не получали должного вознаграждения. Я неоднократно после выставок возвращалась домой в слезах с мыслью, что у меня вновь ничего не получилось. Но 1999-ый год стал для меня поворотным, когда мои работы оценили на международном фестивале-выставке, проходившем в японском городе Канагава. Я заняла первое место среди участников из 144-х стран и была удостоена золотой медали за первое место. К сожалению, я не помню, за какую именно работу я получила этот приз. В связи с тем, что я отправляла свои работы на все конкурсы и фестивали, я просто сбилась со счета (смеется). Эта победа позволила мне заявить о себе, после чего я стала находиться в центре внимания. Интервью на телевидении, приглашения на передачи, статьи в газетах. Тогда я купалась в славе (смеется). Но если говорить серьезно, эта победа меня сильно воодушевила и стимулировала, позволив еще больше поверить в свои силы, понимая, что человек может добиться успеха, если будет работать и полностью отдаваться любимому делу…

 

 

— В 2012-ом году Вы получили грант Союза художников Азербайджана. За что Вы получили премию? Это был конкурс?

— Я принимала участие в самых разных выставках, как в Азербайджане, так и за его пределами, причем превратилась в неоднократного победителя республиканских вернисажей. Впоследствии мне даже не особо хотелось участвовать на конкурсах в Азербайджане, где я регулярно удостаивалась как минимум первого или второго места, так как видела выражение лиц людей в этот момент. Мне не нравилось, когда другие участники, нацепив на лицо лживую улыбку, поздравляют меня с победой, скрипя сердцем. Чтобы не видеть лица этих людей, я просила родных пойти на выставку вместо меня и принять участие в церемонии награждения. Мне хотелось спрятаться от искусственности и фальшивости. Наряду с этим, 2012 год был меня довольно удачным – я стала лауреатом премии молодежи, а годом ранее меня приняли во взрослый составСоюза художников. Принимая во внимание мои достижения, я получила грант Союза художников АР (улыбается)

.

— С 2014-го года Вы являетесь ведущей известной передачи «После школы» вместе с народным художником Азербайджана Арифом Гусейновым на азербайджанских телеканалах «AzTV» и «Культура». О чем эта передача и как получилось, что Вы стали телеведущей? Понравилось Вам на телевидении?

— Хочу отметить, что уже 12 лет я являюсь руководителем студии изобразительного искусства в Молодежном творческом центре Низаминского района города Баку. Однажды, директор Центра Лала ханум сказала, что мы получили приглашение на программу «После школы», которую вел наш любимый народный художник Ариф Гусейнов. Я вместе с учениками пришла в студию телеканала «AzTV». Во время съемок, видя мою любовь к ученикам, а также заметив, насколько внимательно я наблюдаю за процессом, редактор программы Гулая ханум и режиссер Узеир бек, предложили мне самой принять участие в данной передаче. С того момента я стала участвовать в каждом выпуске «После школы» вместе с Арифом муаллимом, и сама того не замечая, превратилась в ведущую этой программы. В настоящее время наша передача выходит в эфир каждое воскресенье на телеканале «Культура». Во время передачи рассказывается о жизни и творчестве легендарных художников, раскрываются секреты декоративно-прикладного искусства. Одной из главных целей программы является воспитание юных зрителей в духе патриотизма и любви к Родине. Мы объясняем нашим зрителям, как можно с пользой проводить время после уроков, повышаем интерес к изобразительному искусству и даем дельные советы юным талантам.

image-22-04-16-07-35-1

— Вы успешно принимали участие в выставках в Азербайджане, Турции, США, России, Иране, Нидерландах и т. д. Это были групповые выставки? Понравилось ли Вам выставляться за рубежом?

— Вы правильно отметили. Если раньше я просто отправляла свои работы, то впоследствии стала принимать участие, как в групповых, так и персональных выставках в упомянутых вами странах, получив в общей сложности более 70 дипломов. Конечно, участвовать в вернисажах за рубежом всегда почетно. Сегодня мне двойне приятно, ведь в настоящее время уже мои ученики продолжают прославлять Азербайджан, завоевав более тридцати медалей (золотых, серебряных и бронзовых) на самых престижных международных и республиканских конкурсах и фестивалях.

 

— В марте в Венском международном центре вместе с Дильшад Имрановой состоялась Ваша совместная выставка под названием «Эхо красок», которая стала первым вернисажем, представляющим именно Азербайджан в ВМЦ в течение его более 50-и летней деятельности. Поделитесь с нами своими впечатлениями о вернисаже? Понравилось ли Вам, как венская публика восприняла Ваши работы?

— Годом ранее я была удостоена первого места в номинации «Графика» в рамках выставки «Толерантная молодежь Азербайджана», в связи, с чем получила право представлять Азербайджан на выставке в Австрии. Что касается выставки, прошедшей в ВМЦ, то она поистине стала грандиозным событием в моей жизни. Главный организатор выставки, координатор клуба искусств при ВМЦ, ученый Бахтияр Сираджов, единственный азербайджанец, который занимает ответственный пост в Международном агентстве по атомной энергетике (МАГАТЭ), сделал всевозможное, чтобы организовать это мероприятие на высшем уровне, что у него и получилось. Отмечу, что провести выставку в Венском международном центре – это большая честь для каждого живописца. На нашу выставку пришли высокопоставленные чиновники, представители дипломатических миссий, работники ВМЦ и другие ценители искусства. Выставка была очень тепло встречена общественностью. Я осознавала ответственность, понимая, что буду представлять Азербайджан на мировом уровне, поэтому с особой тщательностью подошла к написанию работ, посвященных Новруз байрамы. Было очень приятно, когда мои картины вызывали интерес у гостей мероприятия. Многие из них делились со мной своими впечатлениями, задавали интересующие их вопросы и поздравляли, включая руководителя клуба искусств при ВМЦ господина Раймонда Надера, который оказался замечательным человеком. Отмечу, что в ВМЦ работают представили из всех стран мира и услышать их мнения о моих работах дорогого стоит (улыбается).

image-22-04-16-07-35

— Давайте непосредственно перейдем к Вашему творчеству. Вы часто обращаетесь к теме Баку и Новруз байрама. Чем Вас привлекают эти темы?

— Будучи бакинкой и гражданкой Азербайджанской Республики, я являюсь патриоткой своей страны. Мне нравится писать картины на национальную тему. Я считаю своим долгом писать картины на патриотическую тему, показывать красоты нашей природы, изображать оригинальность и неповторимость наших обычаев и традиций. Поэтому каждую свою картину данной тематики я пишу с особой любовью, стараясь вложить в нее частичку своей души. Это объясняется тем, что с детства мне нравились наши национальные праздники, азербайджанские сказки, фольклор, сказания, притчи и многое другое, пропитанное национальным колоритом. Мне очень нравятся традиции, обычаи, игры и развлечения, связанные с Новруз байрамы, поэтому это одна из тем, к которой я обращаюсь наиболее часто.

Я настолько люблю эту тему, что в качестве дипломной работы выбрала именно ее, создав работы в технике батик, посвященные четырем предпраздничным вторникам, которые символизируют четыре главные стихии: воду, огонь, ветер и землю. У меня получились четыре женских образа, олицетворяющие каждую стихию. Образ каждой женщины отличается определенными чертами и особенностями ее характера. Например, вода – спокойная, огонь – строптивая, ветер – порывистая, земля – умиротворенная. Эти особенности присущи как природе, так и моему внутреннему миру.

 

— Ваши полотна отличаются яркими сочными красками. Чем Вас привлекает столь яркая палитра и как Вам удается находить баланс гармоничного сочетания красок?

— Мне нравятся яркие и сочные краски. Это отражается и на моих полотнах, и на разрабатываемых коллекциях одежды. Не знаю почему, но не могу ограничиться несколькими цветами. В моих работах всегда наблюдается сочетание большого количества цветов. Возможно, это объясняется моим внутренним миром. Я вижу окружающую себя действительность, включая природу, людей и животных, в разных красках. Этот мир для меня не черно-белый, а многокрасочный. Что касается соблюдения баланса, то могу с уверенностью сказать, это объясняется сильными и опытными учителями, которые мне преподавали, а главное, я всегда хотела стать их достойной последовательницей. Так же отмечу, что мне не нравится копировать чей-то стиль или манеру. Каждая творческая личность – индивидуальна. Поэтому я всегда стараюсь выработать свой собственный почерк, чтобы мои полотна отличались от картин, написанных другими живописцами, а главное – сразу узнавались. Если глаза человека, смотрящего на мои картины, отдыхают, меня это радует. Есть несколько работ, которые мне самой доставляют большое удовольствие. Каждый раз, смотря на них, я радуюсь, что мне удалось удачно подобрать цвета (смеется).

image-22-04-16-07-35-4

— Какого художественного направления Вы придерживаетесь в своем творчестве? Ваши картины сложно спутать с полотнами других живописцев, расскажите про свой интересный оригинальный необычный стиль? Как Вы к нему пришли?

— В живописи множество разных стилей и направлений, многие из которых мне импонируют. В каждом художественном направлении есть что-то, что меня привлекает. Мне сложно отнести свое творчество к какому-то определенному стилю. Считаю, что в процессе долгой работы мне удалось выработать свой собственный стиль. Мне нравится создавать немного мечтательные, но сопряженные с реальностью работы. Это способ моего самовыражения. Всем известно, что художники писали свои картины в соответствии со временем, в котором они жили. Процесс и события, происходящие в нашей жизни и во всем мире, оказывают на живописцев особое влияние, и я в этом плане не исключение. Возможно, лет через пять я буду работать в совершенно другом стиле, кто знает. Но главное, мое творчество всегда будет содержать теплую ауру, позитив, любовь и надежду на светлое будущее (улыбается).

 

— На Ваших картинах очень часто можно увидеть гранат, являющийся символом Азербайджана. Почему Вам нравится изображать именно этот плод?

— Гранат – символ изобилия и процветания. Этот поистине уникальный плод, неразделимо связанный со мной, который показывает, что под обычной внешностью скрывается богатый внутренний мир. Обладая простой внешностью, его нутро сравнимо с красотой царевны, а внутреннего богатства хватит на всех. Я очень рада, что меня назвали Нармин. Когда я пишу на картине свое имя, я обязательно изображаю гранат – сон граната, город граната, семья граната, любовь граната. Приверженность к этому удивительному фрукту проходит через все мое творчество.

 

— Творчеством каких художников Вы восхищаетесь?

— История мирового искусства насчитывает много легендарных художников. Меня интересует творчество нескольких из них. Их работы представляют для меня огромную школу. Это Леонардо да Винчи, Густав Климт, Микеланджело, Рембрандт, Клод Моне, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и другие. Творчество этих художников отличается своеобразием. Эти живописцы заслужили мировую славу, обретя любовь и признание во всем мире, поразив сердца людей своими шедеврами, которые пополнили копилку мировой живописи. Из азербайджанских живописцев я очень люблю творчество Саттара Бахлулзаде, Микаила Абдуллаева, Тогрула Нариманбекова, Марал Рахманзаде, Беюкаги Мирзазаде, Таира Салахова, Фархада Халилова, Агали Ибрагимова, Арифа Гусейнова. Могу часами с наслаждением смотреть на работу каждого из них, стараясь чему-то научиться в каждом поставленном мазке, в каждом движении кисти этих великих мастеров.

 

— Вы сегодня не только пишите картины, но и продолжаете заниматься батиком?

— К большому сожалению, сегодня у меня не остается времени на батик, так как у меня нет мастерской. Поэтому я мечтаю иметь собственную мастерскую и половину своего творчества посвящать батику. Однако, свою мечту я частично реализовываю благодаря коллекциям детской одежды, которую я делаю для постановок театра «Çiçəyim». Мои рисунки и узоры украшают эти костюмы, именно поэтому данная одежда, будучи дизайнерской, вызывает интерес и отличается оригинальностью. Коллекции для юных актеров неоднократно удостаивались премий и всевозможных наград. Хотелось бы отметить, что в 2015-ом году композиция художницы под названием «Цветочный венок» была удостоена второго места в номинации «Самый красивый цветочный наряд» в рамках «Праздника цветов».

image-22-04-16-07-35-2

— Нармин, как по-Вашему, быть художником это призвание?

— Каждый человек выбирает свой путь, свое направление, свою профессию. Изобразительное искусство – это мой путь. Живопись – моя жизнь. Именно этот удивительный вид искусства помогает мне выражать свои мысли и чувства. Я благодарна Всевышнему, что он помог мне найти свое призвание в жизни…

 

— Не поделитесь с нами планами на будущее?

— Мне бы не хотелось что-то загадывать и заранее говорить о своих планах, потому что наша жизнь полна непредсказуемости, в этом и заключается ее прелесть. В любой момент жизнь может предоставить нам новый шанс, который все изменит. Поэтому главное – это продолжать работать, заниматься творчеством, делать выставки и никогда не останавливаться (улыбается).

 

— О чем мечтает Нармин Абдуллаева?

— Моя большая мечта, как я отмечала выше, заниматься творчеством в своей собственной мастерской. Художник без мастерской напоминает человека, без крыши над головой. Мне также хочется выставляться по всему миру, и я бы хотела войти в историю азербайджанской живописи, как художник-женщина. Но это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Считаю, что для достижения поставленных целей нужно работать, пока ты в состоянии держать в руке кисть…

 

— Нармин, спасибо Вам за интересную беседу. Мы Вам желаем творческих успехов и выставок в престижнейших музеях и галереях мира.

— Спасибо! Честно говоря, это было первое столь подробное интервью. На какой-то момент я почувствовала себя звездой. Благодарю за интересные вопросы и за проявленный интерес к моему творчеству и столь высокую оценку.

 

Октябрь, 2016

Интервью : Рустам Гасымов

 

Добавить комментарий