«Я рад, что многие выпускники БМА стали звездами мирового уровня»

Сегодня наш собеседник человек, посвятивший свою жизнь искусству, которого невозможно представить без музыки – это народный артист Азербайджана, ректор Бакинской Музыкальной Академии, виртуоз Фархад Бадалбейли. Вести диалог с этим интеллигентным человеком одно удовольствие. Во время нашей беседы мы коснулись вопросов, связанных с БМА, обсудили, как можно привить интерес к классической музыке, поговорили о его недавних концертах, посвященных Ходжалинской трагедии, узнали мнение пианиста о футболе, после чего он поделился с нами планами на будущее.

 

— Фархад муаллим, Вы долгое время возглавляете БМА. Попадаются ли сегодня талантливые студенты?

— Да, причем очень часто, что не может не радовать. Азербайджанские музыкальные школы, из года в год, снабжают Академию юными талантами. Например, в этом году очень обрадовала музыкальная школа имени Бюль-Бюля, из которой в БМА поступило несколько талантливых ребят. Это объясняется не только тем, что азербайджанский народ на протяжении долгих лет дарит миру таланты высочайшего уровня, но и наличием высококвалифицированного педагогического состава музыкальных учебных учреждений Республики, который способен вовремя раскрыть способности и потенциал наших студентов. Например, в школе Бюль-Бюля, под руководством народного артиста АР маэстро Теймура Геокчаева, работают такие именитые учителя, как Аделя Рагимова, Диляра Мирзакулиева, которые готовят замечательных талантливых ребят. Я был рад принимать вступительные экзамены в БМА, и скажу: ребята играли на уровне. Не сомневаюсь, что их ждет хорошее будущее, если они продолжат заниматься в том же духе и посветят себя музыке.

Отмечу, что наши студенты регулярно побеждают на международных конкурсах и фестивалях, проводимых в Италии, России, Австрии, Беларуси, Украине и других странах. Из недавних лауреатов могу назвать талантливых музыкантов Тофика Шихиева (фортепиано) и правнука народного писателя Азербайджана, великого Самеда Вургуна – Вургуна Векилова (фортепиано). Эти ребята, будучи студентами, также приняли участие в Международном музыкальном фестивале, который ежегодно проходит в азербайджанском городе Габала, где они сыграли свои концерты. Тот факт, что молодые ребята выступили на мероприятии, где играют всемирно известные музыканты, регулярно приезжающие на Габалинский фестиваль, придает нашей талантливой молодежи дополнительный импульс для развития и достижения новых высот.

Хочу подчеркнуть, что за последние годы, многие выпускники БМА стали звездами мирового уровня. Например, Динара Алиева – заслуженная артистка Азербайджана, солистка Большого театра России, Эльчин Азизов – также солист Большого театра и заслуженный артист АР, известный азербайджанский оперный исполнитель, заслуженный артист АР Авез Абдуллаев, который на протяжении многих лет гастролирует по всему миру и исполняет престижные оперные партии, Азер Рзазаде – азербайджанский оперный певец, солист всемирно известной итальянской академии «La Scala», с большим успехом выступающий в знаменитых оперных спектаклях. Не могу не отметить наших молодых дирижеров, лауреатов международных конкурсов, таких, как Фуад Ибрагимов и заслуженный артист АР, сын выдающегося тариста Рамиза Гулиева – Эйюб Гулиев. Они выступают по всему миру, дают премьеры. Не так давно, в Большом академическом театре оперы и балета Беларуси, с успехом прошла премьера балета Полада Бюльбюль оглы «Любовь и смерть», которой дирижировал Гулиев.

Хочу также подчеркнуть джазовых музыкантов, заслуженных артистов Республики Эмиля Афрасиаба, Исфара Сарабского и Шаина Новрасли, которые достойно представляют Азербайджан за рубежом. Все эти кадры подготовила наша Академия (улыбается).

_MG_3146-1-min.jpg

— Были ли у Вас ученики, которые стали Вашей гордостью?

— Конечно! Мурад Адигезалзаде – народный артист АР, директор Азербайджанской государственной филармонии имени М. Магомаева, Мурад Гусейнов – народный артист АР, директор Международного центра мугама. Несмотря на то, что они являются директорами серьезных музыкальных концертных залов, продолжают гастролировать и выступать с сольными концертами. Среди молодых ребят – это заслуженные артисты АР Эмиль Афрасиаб и Исфар Сарабский, Азиза Мустафазаде (моя аспирантка). Одним словом, довольно хороший состав (смеется).

 

— Следите ли Вы за дальнейшей судьбой Ваших выпускников, помогаете ли им после окончания БМА?

— Несомненно! Мы всегда стараемся провоцировать их на активную творческую деятельность. Ведь занятие музыкой сравнимо со спортивными тренировками, и то и другое требует постоянной практики и самосовершенствования. Здесь никогда нельзя останавливаться.

 

— Отправляете ли Вы студентов учиться за границу?

— Конечно! В настоящее время студенты БМА учатся в Вене, Москве, Кельне. Например, дирижер Фуад Ибрагимов является выпускником Кельнской консерватории, а оперный исполнитель Ильхам Назаров, обладающий талантом петь и как баритон, и как контртенор, что является большой редкостью, прошел обучение в Италии. Отдельное спасибо Фонду Гейдара Алиева и его президенту Мехрибан ханум Алиевой, которая всегда отзывается на предложения спонсировать талантливых ребят.

 

— Проходят ли сегодня обучение в БМА студенты-иностранцы?

— Да! Большинство иностранных студентов – это турки и иранцы. Кроме них, это ребята из Украины, Туркмении и т. д. Однако, большая проблема БМА заключается в том, что у нас, к сожалению, отсутствует студенческое общежитие, что не позволяет нам увеличивать число иностранных студентов. Это нас сковывает, так как мы могли бы принять гораздо большее число учащихся из разных стран мира.

 

— Какие мероприятия проводятся в актовом зале БМА?

— Например, экзамены вокальной кафедры, органной музыки, день выпускника, все значимые концерты и музыкальные вечера, посвященные легендарным азербайджанским, русским и западноевропейским композиторам, потому что наш актовый зал отличается уникальной акустикой, лучшей в стране. Педагоги рассматривают просьбы наших студентов — дать сольный концерт. Мы создаем для них возможность попробовать себя на сцене перед большой аудиторией. Отмечу, что все наши концерты открыты для зрителя, причем, вход на мероприятия свободный.

_MG_3115-min

— Какое внимание уделяется джазовой музыке?

— Джазовая музыка, чей фундамент в Азербайджане закладывался такими легендарными музыкантами, как Вагиф Мустафазаде, Тофик Кулиев, Рафик Бабаев и другие, поддерживается нашими джазменами в лице Салмана Гамбарова, Джамиля Амирова, Раина Султанова, Эмиля Афрасиаба, Исфара Сарабского, Шаина Новрасли и многих других. Наши джазовые музыканты добиваются такого большого успеха потому, что они прошли классическую школу и сформировали прочную техническую базу, которая позволяет им импровизировать и создавать потрясающий синтез, используя всемирно известные произведения легендарных композиторов. В свое время, они играли труднейшие произведения Прокофьева, Рахманинова, Брамса, Баха и других. Эмиль Афрасиаб так импровизировал на фуге Баха, что весь зрительский зал стоял буквально на ушах – такой талант!

 

— Как Вы считаете, насколько важно для студента попасть в руки хорошего педагога?

— Очень и очень важно! Я многому обязан своим учителям, как местным, так и педагогам московской консерватории, которые были великими пианистами. Например, в свое время, мне преподавали советский пианист и педагог, народный артист СССР Яков Израилевич Зак, советский и азербайджанский пианист, музыкальный педагог, народный артист Азербайджана Майор Рафаилович Бреннер и многие другие. А с замечательным человеком и пианистом, вокалистом, народным артистом Республики Рауфом Атакишиевым мы были партнерами по выступлениям. Он всегда давал мне дельные советы. А если говорить о наставнике, то это — наш величайший дирижер Ниязи. Я рос у него дома и научился многому. В этом смысле, мне дико повезло, ведь меня всегда окружали настоящие мэтры музыкального искусства, каждый из которых был гениален по-своему.

 

— Как по-Вашему, почему в Баку невозможно купить лицензионные диски с произведениями корифеев азербайджанской классической музыки, например, Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи, Акшина Ализаде, Арифа Меликова и других?

— Дело в том, что у нас проблема обстоит не только с дисками, но и с нотами легендарных произведений азербайджанских авторов, что очень печально! Выпуск дисков и издание нот – это наше больное место. Хорошо, что известная фирма «NACES» помогла нам в реализации нескольких проектов. Дмитрий Яблонский записал самые лучшие произведения Кара Караева, Фикрета Амирова, а я с Мурадом Адыгезалзаде – фортепианные концерты Фикрета Амирова, Эльмиры Назировой и Васифа Адигезалова с лондонским королевским филармоническим оркестром. Однако, копилка азербайджанской музыки огромна, где множество произведений, которые необходимо записать и распространять по миру. К сожалению, в этом вопросы мы отстаем. Здесь нужны инвестиции, хорошие менеджеры, чтобы наладить производство музыкальных шедевров. Особенно, нужно поднимать издательство нот, где царит катастрофическое положение. Считаю, что этим вопросом должны заниматься все музыкальные учреждения, так как нельзя сваливать этот недочет только на одно Министерство культуры и туризма. Это наша общая пассивность, и моя в том числе. Здесь каждый должен внести свою лепту, ведь музыка – это наше общее достояние и богатое культурное наследие, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям.

 

— Фархад муаллим, в этом году Вы объездили многие города Америки с концертами, посвященными одной из самых печальных трагедий человечества Ходжалинской резне. Расскажите об этом поподробнее…

— Это хороший проект, который организовал всемирно известный виолончелист, мой близкий друг Дмитрий Яблонский, который является настоящим патриотом Азербайджана. У Димы давно была идея, связанная с Ходжалинской трагедией, и он всегда удивлялся, почему азербайджанцы такие пассивные в пропаганде такого трагического акта, как Ходжалинская резня, учиненная армянами. Помню, как мы заказали у Александра Чайковского траурную музыку «Ходжалы», которую три года назад мы вместе с Юрием Башметом, таристом Сахибом Пашазаде и государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» исполнили на Габалинском фестивале.

После этого Дмитрий предложил мне провести серию концертов в США. Он договорился со своими американскими менеджерами, что наши концерты пройдут в городах одного из богатейших штатов США Флориде, причем, каждый зал вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей, а то и больше. Мы выступали вместе с иерусалимским симфоническим оркестром. Концертная программа состояла из двух произведений — концерт Прокофьева и «Ходжалы». Каждый раз, после исполнения «Ходжалы», я чувствовал какое-то опустошение, ведь произведение очень драматичное, наполненное чувствами и переживаниями. В итоге, мы дали 17 концертов по всей Флориде, причем, каждый раз был аншлаг.

Самое интересно, что согласно регламенту мероприятия перед концертом дирижер рассказывает членам опекунского совета, почему была выбрана та или иная программа. Воспользовавшись этим правом, Дмитрий Яблонский проводил просветительскую работу, информируя людей о Ходжалинской трагедии. Другой немаловажный момент заключался в том, что в программке концерта были напечатаны слова Гейдара Алиева о Ходжалах. Это, своего рода, достижение, так как в программки концертов такие элементы не включаются, но здесь настойчивость Дмитрия принесла свои плоды. Таким образом, данный проект великолепно осуществил просветительную функцию, ведь десятки тысяч людей узнали о Ходжалинских событиях. Это было моим долгом не только как музыканта, но и гражданина!

 

— Как отреагировала американская публика на Ваши концерты?

— Что ни концерт, то аншлаг. Американцам очень понравился концерт, особенно тар, на котором блестяще играл Сахиб Пашазаде. Обычно, после концерта бывают небольшие «party», где присутствуют члены филармонического общества и важные гости. На этих мероприятиях Сахиб рассказывал заинтересованным лицам о таре, историю этого музыкального инструмента, а когда играл на таре произведения Моцарта, то публика приходила в неописуемый восторг. Считаю, что этот проект был интерес как творчески, так и с точки зрения просветительской функции. Этим можно было гордиться….

Я не только занимаюсь музыкальной деятельностью, но и являюсь членом азербайджанской общины Нагорного Карабаха, поэтому, общественная деятельность играет в моей жизни существенную роль. Мы участвуем в переговорах, решаем разного рода проблемы и занимаемся общественной деятельностью. Во время встреч с иностранными политиками, мы доводим до их сведения, что наша обязанность — вернуть Азербайджану исконные азербайджанские земли, ведь Карабах – это наш дом. Шушу нельзя отдавать! Что касается меня, то я всегда информирую гостей, что из Шуши вышла целая плеяда деятелей культуры и искусства, в частности талантливейшие музыканты, певцы и композиторы.

 

— Вы часто гастролируете вместе с Дмитрием Яблонским. Как зародился ваш творческий тандем?

— Совершенно случайно. Дмитрий Яблонский знаменитый виолончелист, который вместе с Вадимом Репиным и Борисом Березовским образовали трио и успешно гастролировали по миру. Однажды, Дмитрий приехал на гастроли в Азербайджан, в рамках которого у нас был совместный концерт в Гяндже. Отмечу, что мать Дмитрия – известная пианистка Оксана Яблонская, профессор Джульярдской школы в Нью-Йорке и профессор Иерусалимской государственной консерватории. Именно она нас и познакомила (смеется). Помню, как, возвращаясь из Гянджи, мы заехали в Габалу. Дмитрий был настолько очарован местными пейзажами, что сказал следующую фразу: «Габала такой прекрасный город, и почему вы не проводите здесь ни одного музыкального фестиваля?!». Мы решили исправить ситуацию, обратились в компанию «GILAN HOLDING», которая согласилась спонсировать наш проект. С тех пор, мы с Дмитрием, заложили основу Международного музыкального габалинского фестиваля и нашего творческого тандема. Не так давно, мы выступали в Италии, где я играл концерт Вагифа Мустафазаде, а Дмитрий вместе с местным оркестром Сан-Ремо дирижировал симфонию Шуберта. Мы были на гастролях в Вене, Москве и других городах.

 

— Как нужно, по-Вашему, правильно пропагандировать классическую музыку?

— Раньше в этом вопросе активно участвовали школы и университеты. Для школьников и студентов были специальные абонементы, с помощью которых они принимали активное участие в культурной жизни страны. Кстати, эта традиция в Москве продолжается и сегодня, но у нас о ней почему-то забыли. Помню, как во время моих гастролей в Москве, я видел, как в зале московской консерватории выступают лектора, рассказывая о жизни и творчестве композиторов, затрагивая интересные моменты их биографии. Это особенно необходимо для неподготовленной аудитории, так как в этом случае, они станут лучше понимать произведения и эффект будет куда лучше, нежели ограничиваться только концертом. Я всегда говорил и продолжаю настаивать на том, что нужно проводить просветительскую работу среди населения, рассказывая ему о музыкальном искусстве. В противном случае, классическая музыка останется лишь удовольствием лишь небольшого числа людей, а для остальных чем-то загадочным и непонятным.

Например, в Габале мы проводим вышеописанную политику – перед каждым концертом

Народная артистка АР Захра Кулиева и наш профессор Джейран Махмудова общедоступно рассказывают о жизни и творчестве грандов классической музыки, что положительно влияет на зрителя. В Европе люди ходят в филармонии веками, а у нас, например, в Габале для сельских жителей – концерты классической музыки – это нечто новое. Конечно, первые концерты проходили достаточно трудно, зрители порой разговаривали по телефону, шумели, но со временем ситуация изменилась в лучшую сторону. Уровень нашей аудитории растет на наших глазах.

 

— Могут ли помочь в этом плане, набирающие все большую популярность в мире, флэшмобы классической музыки и бесплатные концерты в общественных местах, например, на Зимнем или Приморском бульварах?

— А почему нет?! Классическую музыку нужно пропагандировать самыми различными методами, только в этом случае мы сможем получить результат. Я всегда поддерживаю подобные инициативы, исходящие от молодежи, которые полны желания, энергии и сил. Что касается концертов на открытом воздухе, здесь, конечно, будут лучше звучать духовые музыкальные инструменты, нежели струнные. Однако, и этот вид популяризации классической музыки очень важен. Например, в Англии во всех парках играют военные оркестры, почему бы нам этого не сделать?!

 

— Фархад муаллим, Вы также являетесь членом Наблюдательного совета ФК «Нефтчи». Как, по-Вашему, что необходимо сделать, чтобы вывести команду на качественно новый уровень и окончательно выйти из кризиса?

— Начну с того, что кризис есть везде. Чего только стоит выступление сборной России на последнем ЧЕ. Огромная страна с гигантскими возможностями и ресурсами (человеческими и материальными), а собрать нормальную команду не в состоянии. Считаю, что сегодня ФК «Нефтчи» ведет правильную политику, делая ставку на своих воспитанников. У нас так много талантливых ребят, в которых нужно вкладывать труд и денежные средства, если мы хотим, чтобы в будущем они стали футболистами мирового уровня. Конечно, на данном этапе у нас будут неудачи, но мы работаем на будущее. Хороший результат может заставить ждать несколько лет! Представьте, если бы мы в БМА воспитывали только кубинских пианистов, голландских кларнетистов и т. д. ! Тогда люди задались вопросом, а где азербайджанские музыканты? Аналогичная ситуация обстоит с футболом. Количество легионеров в команде должно быть минимальным. Основной костяк команды необходимо формировать из своих ребят, чем и занимается руководство клуба и главный тренер.

Отмечу, что кризис в азербайджанском футболе связан еще и с тем, что сегодня пришел в упадок дворовой футбол. Например, Макаров, Банишевский и многие другие знаменитые азербайджанские футболисты, вышли, именно, из дворового футбола. Раньше в каждом дворе были спортивные площадки, где дети гоняли в футбол чуть ли не круглые сутки. Теперь во дворах нет площадок, так как вместо них мы видим стоянки для машин. Возникает вопрос – где играть детям? Поэтому, по всей территории республики нужно создавать спортивные площадки, искать талантливых ребят по нашим регионам, проводить селекцию и призывать молодежь заниматься спортом. Например, в Стамбуле вдоль берега, по пути от аэропорта Ататюрк к центру городу, тянется целая вереница спортивных площадок. Их тысячи. Представляете, люди играют в футбол в два часа ночи при свете прожекторов. Поэтому, турецкий футбол такой драматичный, эмоциональный и зрелищный, а матчи местных клубов проходят при переполненных трибунах. К сожалению, у нас этого пока нет. Но это вопрос времени. Не сомневаюсь, что флагман азербайджанского футбола, легендарный ФК «Нефтчи» будет показывать зрелищный футбол, но для этого придется еще хорошенько поработать.

 

— Хотелось бы узнать формулу успеха Фархада Бадалбейли…

— Мне повезло с семьей – музыкальный род и соответствующее окружение. Атмосфера, в которой я рос, а также правильное воспитание. Мне с детства прививали любовь к хорошей литературе, театру, опере, изобразительному искусству и т. д. Помимо этого, насколько бы талантлив и гениален не был человек, без труда у него ничего не получится. Необходимо постоянно работать над собой. Когда я готовился к конкурсу в Лиссабоне, я играл по 8-9 часов в сутки. После победы, я встретился с легендой португальского футбола, кумиром миллионов, и моим в том числе, Эйсебио, который подарил мне свой вымпел. Мне посчастливилось посетить базу ФК «Бенфика», за который в то время выступал Эйсебио, а также присутствовать на матче, когда легенда забила потрясающий гол с 40 метров. Это была просто фантастика.

 

— Фархад муаллим, спасибо большое за интересную беседу. Мы желаем Вам счастья, творческих успехов и концертов на самых престижных музыкальных сценах мира.

— Спасибо!

 

Октябрь, 2016

Интервью : Рустам Гасымов

Фото : Шаин Гусейнов

Добавить комментарий