ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Человек добивается успеха только в том случае, когда ему нравится его работа, когда она превращается из работы в любимое занятие, в процессе которого он забывает о времени, проведенном за любимым делом, и просто получает удовольствие. Эти слова как нельзя лучше подходят для описания деятельности молодого, но талантливой, способной и трудолюбивой художницы Татьяны Волошиной, которая и стала нашим гостем. Татьяна представляет собой живое доказательство тому, как Всевышний смог создать человека, наделив его внешней красотой, богатым внутренним миром и золотыми руками.

 

— Татьяна, кто вы по образованию?

— По профессии я экономист, окончила Азербайджанский государственный экономический университет, факультет – маркетинг и реклама. Сам «Маркетинг», как и творчество – это очень интересная сфера, которая требует от человека не только умение видеть творческую сторону, но также построить четкий фундамент для того, чтобы та или иная компании могла с успехом работать и развиваться на рынке. Можно сказать, что в некоторой степени и реклама и маркетинг тоже являются частью искусства.

t05-min

— Вы работали по своей специальности?

— Да, конечно, но недолго. Однако, тяга к творчеству у меня была всегда, начиная с самого детства…

 

— Вы даже успели некоторое время попробовать себя в журналистике…

— После окончания университета я работала корреспондентом издания «Комсомольская правда» — Баку под редакцией Этибара Стурви. Я благодарна этому человеку, потому что мое становление как личности пришлось именно на период работы в данной газете и нашего плодотворного сотрудничества. От хорошего специалиста можно многому научиться…

 

— Когда произошел переломный момент, и вы начали заниматься творчеством?

— Все произошло спонтанно. В моей жизни наступил момент, когда я приняла решение заниматься тем, что ближе мне по духу, что радует мое сердце. Я подумала, если я не начну сейчас, то я не начну никогда…

IMG_1235-min

— Если оглянуться назад в прошлое, наверное, в детстве, как и многим детям, вам нравилось рисовать?

— Бесспорно. Несмотря на то, что я выросла в семье военных, любовь к искусству мне привил по большей части мой отец. Он просто боготворил само искусство, музыку… с детства я была окружена книгами и рассказами отца об искусстве, могла часами рассматривать вечные картины известных художников, срисовывать их. Я просто обожала рисовать. Сначала это была акварель. Работы были повсюду. Я даже просила ничего не трогать, пока краски не высохнут (смеется).

 

— И с чего начались ваши серьезные шаги в изобразительном искусстве?

— Чтобы освоить азы рисования и сформировать необходимую для творчества базу, я стала обучаться у художника и педагога Тельмана Аббасова, который преподает в нашей Академии художеств. Он прививал мне необходимые навыки, как нужно держать руку, с чего начинать, чем заканчивать, передний и задний планы, основы композиционного сюжета и многое другое. Тельман муаллим учил меня основам академического рисунка, это, анатомическое строение человеческого тела, правильный выбор пропорций и т.д. Будучи экономистом по образованию и не имея соответствующей базы, мне было, честно говоря, нелегко. Поэтому помощь знающих людей была крайне необходима. Чувствуя отсутствие опыта, я осознавала, что этот пробел необходимо заполнить. Спустя некоторое время я начала писать маслом. Однако, мое знакомство с изобразительным искусством началось задолго до этого момента, когда я создавала графические работы…

 

— Когда же вы успели заняться графикой?

— Несмотря на то, что я училась в экономическом университете, на последнем курсе мы проходили графику, которая считалась обязательным предметом. На занятиях от нас требовали создание рисунка, используя бумагу и гелевой ручки. Я могла сидеть и рисовать сутками, настолько была поглощена этим процессом. Причем нам разрешалось рисовать, используя исключительно свое воображение. Меня часто спрашивали, смотря на мои работы: «Таня, а как это у тебя получается?», я отвечала, что не знаю, когда видишь чистый лист, то воображение уже само знает и рисует то, что будет на нем, какой сюжет, и какой рисунок станет его украшением. Поэтому все началось с графики во время учебы в университете.

2-min (1)

— Однако, начав писать картины маслом, вы обучались путем непрерывной практики и общения с художниками?

— Это правда. Отсутствие специализированного художественного образования компенсировалось той атмосферой, в которой я писала картины. Долгое время я работала в Доме художников в Ахмедлах среди таких живописцев, как Тельман Аббасов, Рафаэль Ализаде, Давуд Кенгерли, Миртейюб Халилов, Руфат Асадулаев и многими другими. Ценю и безмерно благодарна их поддержке и каждому их слову, которое помогало мне набираться опыта. Есть также и слова, которые я особо ценю, которые поднимали меня в сложный период моего творчества. Такими словами стали для меня слова и опыт нашего художника Сакита Мамедова. Я училась и учусь путем проб и ошибок, но благодаря помощи тех художников, которые меня окружают, мне удалось освоить некоторые шаги в моем нелегком творческом пути.

 

— Я слышал, что одно время вы увлеклись написанием портретов?

— Да. В один из периодов жизни я занималась портретными работами. Поначалу было довольно сложно. Не зная структуры, этапов работы и ключевых моментов я испытывала определенные трудности. Самое интересное, что этот период пришелся на лето, когда практически все мои знакомые и друзья художники были в отпусках, отдыхали за городом, и спросить совета было не у кого.

shirin01-min

— Как вам удавалось преодолевать все эти трудности?

— Мне приходилось долго и упорно работать. Однако, помощь в виде нужного совета всегда поспевала. Как говорится, мир не без добрых людей…

Вообще, я убеждена, что если человек чего-то сильно хочет и старается, то у него это получится, главное – это никогда не сдаваться и продолжать работать, даже если тебе приходиться временами падать…

 

— В общей сложности, сколько лет вы занимаетесь изобразительным искусством?

— Я пишу картины маслом с 2007 года. Даже не верится, что я этим занимаюсь уже целых восемь лет, как будто это было вчера…

 

— Вы являетесь членом Союза художников Азербайджана. Придало ли это дополнительный импульс вашему творчеству?

— Спасибо большое Тельману Аббасову, который настоял, чтобы я стала членом Союза художников. Получить членство не так легко, потому что идет жесткий отбор, необходимо предоставить свои работы на суд настоящих мастеров. Но мне повезло, все прошло гладко и, начиная с 2011-го года, я состою в этом союзе.

 

— Кстати, как давно вы начали заниматься росписью по стеклу и почему захотели попробовать себя в этом направлении?

— Витражным искусством я занимаюсь чуть больше года. Дело в том, что художник постоянно находится в поиске. Ему хочется попробовать себя в чем-то новом, расширить границы своего таланта, найти новые неизведанные грани своего мастерства. Если художник останавливается и перестает искать, он не развивается. Всегда нужны новые мысли, эмоции и новые возможности их передачи. На данном этапе я занимаюсь витражным искусством. Оно привлекает меня своей яркостью, структурой…

shelkoviyPut01-min

— Какие краски вы используете при росписи стекла?

— Специальные витражные краски на лаковой основе, которые обладают хорошей стойкостью.

 

— Согласитесь, что работать со стеклом довольно сложно…

— Конечно. Этот вид деятельности не терпит ошибок. Он сравним с ювелирным искусством, где ошибка может дорого стоить.

 

— Какие стеклянные предметы чаще всего становятся объектами вашей росписи?

— Абсолютно все! Но большей частью я занимаюсь росписью стеклянных ваз.

 

— Говорят, что автор всегда старается выразить свои мысли, будь то холст, картон, шелк или стекло. Вы с этим согласны?

— Абсолютно. Посредством своих работ художник выливает свой внутренний мир, замысел, свои мысли, эмоции и переживания. В том, что создает художник, проявляется его намерение, самое сокровенное что есть в нем, что наименее доступно его сознанию. И на холсте художника можно найти его скрытое, его подлинное я. Сегодня моим холстом стало стекло. Мне нравится его тонкая и хрупкая текстура. Мне нравится то, как краски отражаются в нем и переливаются, уже своим характером…

 

— Что чаще всего становится сюжетами ваших произведений?

— Наверное, любовь к чувствам. В моем творчестве присутствует абсолютно все, что может дать человеку какую-то эмоцию. Для меня главное, что человек, рассматривающий мою работу, получал от нее положительную энергетику, удовольствие и смог почувствовать эмоции, которые я вкладываю в каждое свое творение. В каждом моем произведении присутствует частичка моей души, которой мне хочется поделиться с другими людьми.

 

— Возможно, поэтому некоторые художники не многословны, считая, что за них говорят их работы…

— Вполне возможно. Художникам свойственно передавать частичку своей души, тепло, радость, любовь через свои работы. Все это чувствует зритель и получает заряд положительной энергетики. Это я называю диалог художника со зрителем, который осуществляется посредством картин автора. По работе, по ее сюжету можно прочесть переживания и настроения ее создателя.

— Когда вы предпочитаете работать? Вы как-то отметили, что творчество и отдых – это два несовместимых понятия. Вы имеете в виду, что для творческого человека не существует ни праздников, ни выходных и он всегда в процессе?

— Я работаю всегда. Даже если я отдыхаю, я всегда в процессе работы. В моей голове постоянно рождаются и прокручиваются новые идеи. Даже во время последних мартовских праздников я создала целую серию работ.

 

— Татьяна, от чего зависит интенсивность творческого процесса?

— Процесс творчества зависит от многих важных факторов, начиная от сложности выбранного вами рисунка, особенностей композиционного сюжета и заканчивая вдохновением и наличием внутренней стабильности, своеобразного баланса. Например, для меня процесс творчества требует гармонии, внутренней тишины. Я всегда стараюсь эту гармонию и тишину держать в себе, посредством духовной подпитки это может быть общение с любимыми и близкими мне людьми, молитва, музыка, иначе просто я не вижу то, над чем я работаю. Во всем есть свой ритм, своя мера…Искать гармонию, согласие, уходить от столкновения, чтобы все дышало спокойствием и душевным покоем… Для меня и для моей работы все это очень важно.

 

— Перед тем, как создать новое произведение искусства вы уже заранее знаете, что должно получиться в итоге или любите импровизировать в процессе творчества?

— Дело в том, что еще до создания работы у меня в голове уже формируется идея. Если я не вижу конечного результата, то я не смогу создать произведение.

 

— Но ведь теория и практика – это разные вещи. Бывали ли случаи, когда в процессе вам приходилось отступить от первоначальной идеи и изменить сюжет?

— Честно сказать, я об этом даже не задумывалась. В процессе творчества у меня все происходит само собой. Когда изначально видишь форму, обличие и сюжет полностью мысленно сформирован, ты знаешь обо всех нюансах, где что должно быть и как нужно браться за тот или ной узор, то таких проблем не возникает. Опыт и чувство гармонии делают свое дело.

 

— Вы всегда довольны полученным результатом?

— Когда недавно я просматривала свои старые работы, я улыбнулась и подумала, что, наверное, это рисовала не я, а кто-то другой (смеется). Несмотря на то, что я очень самокритичный человек, есть работы, которые я люблю. Даже есть и те, которые хочу забыть и не вспоминать. В любом случае я нахожу недостатки, потому что у меня все-таки нет школы и достаточного количества опыта. Порой это меня сбивает, и я целенаправленно начинаю искать изъяны в своих работах, мне хочется сделать свои творения еще лучше и довести их до совершенства.

 

— Я заметил, что многие люди, которые заняты техническими науками, предпочитают свое свободное время посвящать творчеству и что-то мастерить. Можно сказать, что с вами аналогичная ситуация?

— Это спасение от мирской жизни (смеется). Человеку необходима духовная подпитка и заряд новой энергии от каждодневных будней, от стресса и напряжения. Идет стабилизация эмоционального и внутреннего равновесия.

 

— Как часто вы посещаете культурные мероприятия, в частности художественные выставки?

— При первой появившейся возможности. Каждая выставка – это опыт. Можно увидеть интересные работы, сделать некоторые сравнения и узнать что-то новое.

 

— Вы знакомы с другими мастерами, которые занимаются аналогичным творчеством?

— Да, конечно. Мы дружим, хорошо общаемся и делимся опытом. Это очень талантливые мастерицы. Художники любят делиться знаниями. Как говорится, чтобы приобрести, нужно что-то отдать…

 

— Вы принимали участие на выставках?

— Я сама занимаюсь организацией коллективных выставок. В основном, это благотворительные мероприятия, которые мы организовывали совместно с благотворительным обществом «Дамла», оказывающее помощь людям с ограниченными возможностями. Выставки организовывались при поддержке выставочной компании «ITECA CASPIAN» и исполнительного директора данной компании Фарида Мамедова. Там мы представляли работы детей и подростков с ограниченными возможностями, занимающихся творчеством. На выставках также выставлялись работы профессиональных художников, с которыми я работала, также и мои. Целью мероприятия было показать людям с ограниченными возможностями, которые занимаются творчеством, что они не одни и могут рассчитывать на нашу поддержку. Это очень важно!

 

— Вы не задумываетесь о проведении персональной выставки?

— Всему свое время. Я считаю, что на сегодняшнем этапе я пока к этому не готова. Я еще не настолько состоялась, как художник, чтобы говорить о персональном вернисаже, ведь это большая ответственность.

 

— Татьяна, что для вас искусство?

— Мне однажды задали аналогичный вопрос и попросили дать именно определение самому понятию – Искусство. Я считаю, что ставить в рамки определения то, что невозможно объять чувством и разумом это немного неправильно. Для меня Искусство – это сама жизнь, это путь самой жизни, в нем лежит божественное начало. Ведь когда художник пишет красками, совершается диалог с Богом, с самой жизнью. Ренуар говорил о работах Рубенса, что его работы дышат Молитвой. Потому что художник встречал свой рассвет каждый день в молитве, в своей часовне и эта нота передалась в его работах…Так и есть, искусство это – молитва, молитва красоты, молитва жизни, Богу, и это именно то, что спасает наш материальный мир от безрассудного разума.

 

— И напоследок, к чему вы стремитесь?

— Для меня важна роль благотворительности, создание определенных проектов которые несут пользу и дают определенное продвижение в образовательном и творческом процессе. Не сомневаюсь в том, что все получится, ведь меня окружают прекрасные сильные и мудрые люди…

 

Февраль, 2015

Интервью : Рустам Гасымов

Добавить комментарий