Язык музыки

Наша сегодняшняя героиня – это девушка, которая, несмотря на свой юный возраст, уже успела выступить более, чем в тридцати странах мира, прославляя свою Родину Азербайджан. Она амбициозна, умна, красива, общительна, а главное невероятно талантлива, что помогает ей покорять одну вершину за другой на своем длинном творческом пути. Молодая скрипачка Умида Аббасова стала обладательницей многих наград, победительницей и дипломантом музыкальных конкурсов. О своем пути восхождения к музыкальному Олимпу, насколько для нее важна поддержка и понимание родителей, и о чем мечтает Умида Абасова, читайте в нашем интервью с яркой представительницей музыкального мира Азербайджана.

— Умида ханум, расскажите, кто первым заметил Ваш талант?

— На самом деле я бы не сказала, что мой талант кто-то заметил, что часто бывает у музыкантов. Когда мы жили возле станции метро «28 мая», у нас была соседка, скрипачка Елена Гринюк. Именно она стала моим первым педагогом. Она играла в оркестре Театра оперы и балета, а также давала частные уроки игры на скрипке. Мне так нравилась скрипка и классическая музыка, что я постоянно бегала домой к Елене ханум, чтобы послушать ее игру во время частных занятий. Моя любовь к музыке стала развиваться с 3-4 лет. По рассказам моей мамы, несмотря на свой юный возраст (3-4 года) я могла часами сидеть перед телевизором и слушать игру камерного, симфонического оркестра. Классическая музыка меня просто завораживала.

Однажды Елена ханум поклялась больше не давать частных уроков, потому что скрипка – это сложный инструмент, а стать настоящим музыкантом и профессионалом своего дела, может не каждый. Несмотря на это, для меня она сделал исключение, и дала мне в руки скрипку. Возможно, на ее решение повлияло мое рвение и жажда заниматься музыкой (смеется). И процесс начался…

— Насколько легко Вам давались занятия? Вы были усидчивым ребенком?

— Вначале было очень сложно. Каждый ребенок хочет наслаждаться беззаботным детством, и просто получать наслаждение от жизни. Согласитесь, что занятия музыкой отличаются своей сложностью. Несмотря на то, что мне, как и другим обычным детям, хотелось погулять, поиграть, но любовь к музыке брала верх. Я занималась, хотя порой мне приходилось перебарывать свою лень, которая нам часто мешает (улыбается).

— Когда Вы сделали свои первые шаги в музыке?

— Мне была семь лет, когда я стала брать уроки скрипки у Елены ханум, которые длились около полугода, но ей пришлось уехать в Москву…

— Получается, Вы остались без своего педагога …

— Да, но Елена ханум поручила меня своей подруге, скрипачке Фатиме Идиятулиной, которая сегодня является одним из ведущих педагогов Азербайджана. Однако, после возвращения Елены ханум, я уже не хотела уходить от Фатимы ханум, мне очень понравился ее стиль работы с учениками и манера преподавания. Она за несколько месяцев подготовила меня так, что я поступила сразу в третий класс во 2-ую музыкальную школу им. Рашида Бейбутова. Несмотря на то, что в этой школе я числилась за другим педагогом, моей главной преподавательницей, которая со мной занималась, была Фатима ханум, которая преподавала в школе им. Бюльбюля. Именно она поставила меня «на ноги», мы стали заниматься еще плодотворнее, у нас сложились прекрасные отношения дружбы и взаимопонимания, что очень важно и дорогого стоит!

— Когда Вас впервые заметили и взяли играть в оркестр?

— Частым гостем и другом второй музыкальной школы, который в свое время там преподавал, был народный артист Азербайджана, руководитель Азербайджанского государственного камерного оркестра, ныне директор средней специальной музыкальной школы им. Бюльбюля Теймур Геокчаев, у которого во второй школе был небольшой камерный оркестр. Когда я училась в пятом классе, Теймур муаллим уже тогда приметил меня и взял в этот оркестр. Помимо этого, видя мой талант, маэстро позвал меня концертмейстером играть в молодежный камерный оркестр. А впоследствии – и в молодежный симфонический. Каждый год мы давали концерты.

— Вы помните свой первый концерт?

— Конечно! Это важное для меня событие состоялось в зале камерной и органной музыки, когда я училась в пятом классе. Я навсегда запомнила этот замечательный день, когда папа после выступления подарил мне огромный букет роз. Я была на седьмом небе от счастья, в состоянии эйфории, гордости, радости, столько эмоций, что хотелось просто взлететь от счастья (улыбается). Для нашего поколения 90-х отец всегда ассоциировался с мужественностью и строгостью, когда один неодобрительный взгляд или нахмуренные брови уже говорили о многом. Поэтому увидеть отца сияющего от счастья, который дарит тебе букет цветов во время продолжительных оваций, было чем-то невероятным! Это был первый и самый запомнившийся мне концерт!

— Где вы продолжили свое обучение?

— В 9-ом классе я перешла в одну из самых известных бакинских музыкальных школ – школу им. Бюльбюля, где проучилась последние три года. Быть выпускником вышеописанного образовательного учреждения почетно, ведь эта школа у всех на слуху, которая выпустила целую плеяду известнейших музыкантов.

_MG_0668-min

— Когда Вы впервые сыграли для иностранного слушателя?

— В 2006-ом году, учась в 10-ом классе, у меня состоялась первая поездка за границу в качестве музыканта. Меня и еще одну молодую скрипачку, будучи ученицами музыкальной школы имени Бюльбюля, пригласил в Италию президент Общества по реставрации музеев Паоло дель Бьянко.

— Это стало очень запоминающимся событием Вашей жизни?

— Несомненно. Во время этой поездки мы посмотрели одну треть Италии. Мы выступали во Флоренции. Мы также побывали в Риме, Милане и других итальянских городах, маленьких деревушках и интересных местах, что позволило нам познакомиться с красивейшей архитектурой, посетить музеи, галереи и увидеть много всего интересного. Именно после этой поездки я полюбила Италию. Спустя некоторое время я поступила в Бакинскую музыкальную академию, во время учебы в которой количество моих выступлений заметно увеличилось.

— За время учебы в БМА Вы успели войти в состав молодежного оркестра, который с гастролями побывал в разных странах мира…

— Вы правы. Помню, как нам в БМА сказали, что в скором времени будет создан молодежный оркестр СНГ, куда войдут самые талантливые музыканты со стран СНГ, которым для этого необходимо пройти строгий отбор. Этот оркестр гастролировал по миру под руководством таких всемирно известных легендарных дирижеров, как Симонов, Спиваков и т.д. В течение 15 дней оркестр репетировал в Москве, а потом отправлялся в туры по Европе и не только. Например, со Спиваковым мы отправились в Америку на 65-летие Дня победы. Мы выступали в ЮНЕСКО. Затем у нас был концерт во Франции в штаб-квартире ООН. В репертуар оркестра СНГ также вошли произведения авторов всех тех стран, которые были представлены в этом сборном оркестре.

— Какое влияние на Ваше формирование как музыканта и как личности оказали поездки за рубеж в составе вышеописанного оркестра?

— Очень и очень большое! Знакомство с новыми музыкантами, интересными люди, черпание полезной информации не может уйти бесследно. «Варясь в своем котле», человек не всегда знает, что происходит за его пределами. Оказавшись за рубежом, увидев и послушав игру других музыкантов, ты автоматически начинаешь сравнивать ее со своей собственной, находя плюсы и минусы. Конечно, сейчас в «Youtube» можно найти выступление выдающихся музыкантов, однако, раньше не было такого большого выбора. Поэтому гастроли и выезды за границу сыграли в моем случае колоссальную роль, позволив мне повысить свою планку, продолжив идти вперед. Обмен опытом, знаниями, работа с известными мастерами своего дела не проходит бесследно. Это все откладывается в памяти музыканта, что в дальнейшем помогает ему развиваться, а не стоять на месте.

— Не могли бы Вы рассказать про одну из важнейших побед на Вашем творческом пути, которую Вы одержали в Италии?

— В 2011-ом году я полетела в Италию и стала победительницей X Международного конкурса исполнителей классической музыки имени Дона Винченцо Витти, где принимали участие таланты со всего мира. Я была единственной конкурсанткой, получившей максимальное количество баллов – сто из ста возможных. Меня переполняла гордость, когда зрители под впечатлением моей игры, стали спрашивать друг у друга, какую страну представляет эта девушка, а многие потом начинали искать ее на карте (смеется). Будучи истинным патриотом своей страны, мне было бесконечно приятно, что не только я, но и моя страна, получила столь высокую оценку и о ней в очередной раз услышали по всему миру.

Это была не только моя, а наша общая победа! Я стремлюсь к тому, чтобы наше государство узнавали все больше и больше, что Азербайджан славится не только своими энергоресурсами, но и богатейшей культурой!

— Вы уже успели принять участие на одном из самых значимых музыкальных мероприятий мира – фестивале в Габале, который ежегодно собирает самые громкие имена мирового искусства. Что для Вас выступать на одном из самых престижных фестивалей в мире, который проходит на Вашей Родине?

— Это один из моих самых любимых фестивалей, где я регулярно выступаю. Помню свое выступление на этом фестивале в 2012-ом году, приглашение на который я получила благодаря известному пианисту, директору филармонии Мураду Адыгезалзаде и ректору БМА Фархаду Бадалбейли. Вместе с Мурадом Адыгезалзаде мы исполнили несколько замечательных произведений. Выступать на родной земле – это неповторимо. В первую очередь тебя просто очаровывает панорама, которая открывается вокруг во время твоего выступления, проходящего под открытым небом. Конечно, начиная играть, ты полностью погружаешься в музыку, и забываешь обо всем, но красота вокруг просто неописуемая. Представляете, если этот потрясающий вид производит такое впечатление на нас с вами, то иностранцев он просто завораживает и приводит восторг. Проведение фестиваля в таком месте придает музыкантам энергии и силы, чтобы показать все грани своего таланта. Повторюсь, что выступать у себя на Родине наряду с известнейшими музыкантами, которые регулярно собираются в Азербайджане, чтобы принять участие в этом важном событии, очень и очень почетно.

В этом же году после возвращения из Италии, я выступила на 9-ом съезде Союза композиторов Азербайджана. Там я сыграла симфонию-концерт Мусы Мирзоева. Мое выступление отметила председатель Союза композиторов Франгиз ханум Ализаде. Спустя некоторое время я была приятно удивлена, когда мне позвонили на День Молодежи Азербайджана и сказали, что в «Buta Palace» будет проходить церемония вручения премий (улыбается).

— Получается, Вы попали в число номинантов на эту премию?

— Да. Я стала лауреатом молодежной премии.

— Возвращаясь немного назад, хотелось бы узнать следующее: как родители отнеслись к Вашему выбору?

— К моему выбору они отнеслись с большим уважением и создали мне все условия, чтобы я могла заниматься любимым делом. Вообще в моей жизни очень большую роль сыграли и продолжают это делать мои родители! Мы с папой большие друзья. Он по образованию журналист. Мама с двумя высшими образованиями, она у меня философ и филолог, профессор БГУ. Несмотря на столь высокую занятость, она успевала меня отводить сразу в две школы.

— Чем Вы стали заниматься после получения степени бакалавра?

— Я продолжила обучение и получила степень магистра. Теперь у меня два красных диплома (смеется). Однако, на этом этапе моя учеба не закончилась, так как в данный момент я учусь в докторантуре.

— Помимо учебы, выступлений и гастролей, Вы еще занимаетесь преподаванием…

— Я преподаю в школе им. Бюльбюля. В первую очередь я солирую, постоянно выступаю с нашими оркестрами, по большей части с молодежным оркестром при БМА, куда меня приглашает руководитель оркестра, проректор по международным связям, профессор БМА Егяна Ахундова и народный артист, ректор БМА, профессор Фархад Бадалбейли.

— Но в жизни никогда не бывает все гладко. Расскажите про конкурс, куда Вы не смогли поехать …

— Одним из запоминающихся событий моей жизни стал отбор на международный конкурс скрипачей имени легендарного польского виртуоза Генрика Венявского. Я долго готовилась к этому конкурсу. Мне удалось пройти сложнейший отборочный тур, где из 500 кандидатов выбрали около 50-ти человек, и я оказалась в их числе. Это были слезы радости, когда мы узнали эту радостную весть, родители обняли меня и поздравили. Однако, из-за проблем со здоровьем мне не удалось выступить в Польше.

_MG_0717-min

— Есть музыканты, совместно с которыми Вы гастролируете?

— Кончено. Это Исфар Сарабский, с которым мы много лет учились вместе и дружим. Когда-то у него зародилась идея подключить к своему джазовому трио камерную музыку, сделав квартет. Во время одной из наших бесед он спросил мое мнение по этому поводу. Естественно, я поддержала его идею. Мы с ним постоянно гастролируем по разным странам. Последнее наше совместное выступление прошло в мае нынешнего года в Вене, где состоялся концерт в честь двухлетия Азербайджанского культурного центра.

Хочу отметить, что до Вены я выступала с Молодежным Оркестром БМА в Гяндже и Баку. Эти концерты были организованы в рамках праздника Дня цветов, который ежегодно проводится в честь Гейдара Алиева.

— У Вас имеется опыт выступления за границей. Как встречает иностранный слушатель нашу азербайджанскую музыку?

— С восторгом! Вы просто не представляете, как заворожено иностранцы слушают нашу музыку. Приведу несколько примеров. В 2011 году по приглашению из Москвы Фархад Бадалбейли, ректор БМА, отобрал молодых музыкантов, с которыми он поехал в Россию, где в Большом зале Консерватории Рахманинова у нас состоялся концерт, который имел невероятный успех. Вместе с директором Азербайджанской Государственной Филармонии, пианистом Мурадом Адыгезалзаде я исполнила «Сонату» Кара Караева, которая состоит из 4-х частей и отличается своей сложностью. Вы просто не представляете, насколько глубоко она была воспринята российской аудиторией, которая отличалась своей многонациональностью.

В 2012-ом году я приняла участие в проведении Дней культуры Азербайджана в Италии, куда я ездила вместе с камерным оркестром под управлением дирижера Теймура Геокчаева, который является мастером своего дела, делающий огромную работу для развития и пропаганды нашей культуры. Мы выступали в Риме, в концертном зале, который вмещает около двух тысяч зрителей. Я исполнила мугам-поэму Фикрета Амирова. Итальянская публика была в восторге и очень тепло нас встречала, были долгие аплодисменты, а после окончания концерта к нам подходили итальянцы и просили автографы, что было вдвойне приятно. Итальянский зритель настолько эмоционален, что он не сдерживает эмоций, чувств и восторга. Такие концерты добавляют прилив сил, что вызывает желание работать еще лучше.

За свою карьеру музыканта я уже успела выступить почти в 30-ти странах мира, могу сказать, что везде реакция была очень и очень хорошая. Я не помню такого случая, когда слушатели сидели с каменными лицами и не аплодировали. Такого просто не было! Наша музыка никого не может оставить равнодушным! К нам часто подходят после концертов и просят дать ноты, настолько иностранцы впечатлены нашей музыкой. Хочу отметить, что в последнее время особую роль в расширении культурных связей между Азербайджаном и другими странами мира играет первая леди страны, президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиева. Под патронажем Мехрибан ханум о нашей культуре с каждым днем узнает все большее число людей по всему миру. Благодаря ее деятельности культурная пропаганда проводится на высочайшем уровне. Кроме политических, Азербайджан развивает культурные связи между странами, что на современном этапе очень важно! Музыкант не имеет национальности, мы можем общаться друг с другом на языке музыки, и нас все поймут.

— Бывают ли моменты, когда Вам хочется просто отдохнуть, но приходится все равно репетировать, работать, а порой и заставлять себя?

— (Смеется). К большому сожалению, такие моменты бывают, и это очень тяжело. Например, я преподаю уже три года. Заставлять учеников заниматься это довольно сложно. Помимо преподавательской деятельности, у меня гастроли. Поэтому, порой так устаешь, что хочется просто ничего не делать. Несмотря на то, что преподавать дело нелегкое, а важное и ответственное, я горжусь тем, что являюсь педагогом.

— Вам нравится преподавать?

— Очень! Я горжусь тем, что я могу показать свою работу на примере своих учеников. Гастроли, выступления, конкурсы, премии – это понятно. Помимо этого, мне хочется проявить себя и в этом направлении. Преподавать и одновременно оставаться действующим музыкантом – это классно!

— Вас, наверное, часто приглашают на концерты в качестве гостя. Как происходит отбор приглашений, куда идти, а куда нет?

— Либо концерт должен быть мне очень интересным, либо я должна на нем отдохнуть. Музыканты могут обрушиться на меня с критикой, если я скажу, что слишком большое количество музыки в жизни – это немного утомляет исполнителя (смеется). Все должно быть в меру. Порой хочется отдохнуть, и если передо мной именно такой концерт, который даст моему мозгу возможность расслабиться, то я с радостью туда пойду. Либо на концерте должно быть что-то необычное. В произведениях современных композиторов порой встречаются интересные элементы, когда во время исполнения произведения, музыкант, сидящий в зале вместе со зрителями, может встать, пропеть какую-то ноту, а потом просто уйти, или вновь занять свое место в зрительском зале. Эта оригинальность и непредсказуемость тоже привлекает. Узнать что-то новое – это всегда интересно. Либо это должна быть хорошая классическая музыка в качественном исполнении. Однако, когда меня приглашают друзья, мне всегда хочется их подбодрить, поддержать в столь ответственный момент (улыбается).

— Вы требовательный человек по отношению к себе и своему окружению?

— По отношению к себе не очень, но вот по отношению к окружению — очень (смеется).

— Музыканты довольно суеверный народ, особенно перед концертами. Вы относите себя к этому большинству?

— Да, такое тоже случается. Есть такая примета – если упадут ноты, нужно поднять их с пола, положить на стул, а потом на них сесть. Это делается, чтобы застраховать себя от ошибок и других всевозможных казусов во время выступления. Были случаи, когда у моих учеников падали ноты, я им говорила, чтобы они проделали аналогичный процесс. Самое смешное то, что дети не знали, зачем это нужно было делать (смеется).

— Музыканты порой очень ревностно относятся к своим инструментам, никого к ним не подпуская. Как обстоят дела с Вами в этом отношении?

— Бывает. Это связано с тем, что каждый музыкант в определенное время своей карьеры покупает себе достаточно дорогой качественный музыкальный инструмент. Поэтому он старается держать свой инструмент при себе и никому его не давать, чтобы его случайно не испортили, ведь не все относятся к инструменту с таким трепетом, как это делает профессионал. Порой просят инструмент, чтобы поиграть. Ты, естественно, не можешь отказать и даешь. Однако, убедительно просишь обращаться с инструментом крайне осторожно. Иногда в аэропорту, когда таможенники проверяют мою скрипку, я могу ее выхватить у них из рук, чтобы показать, как правильно ее нужно держать. Ведь к инструменту нужно относиться с уважением и обращаться очень аккуратно (смеется). Я не могу сказать, что к своей скрипке я отношусь ревностно, скорее, с трепетом, ведь для меня она словно живая…

— Вы классический музыкант. Хотелось бы узнать, какую музыку Вы слушаете в свободное от работы время?

— Любую. Начиная от тяжелого металла, и заканчивая легким джазом. Я положительно отношусь к хорошей эстраде, начала 90-х годов прошлого столетия и начала 2000-х. Лично я не могу целыми днями слушать классику. Если это произведение мне нужно послушать, проанализировать, то я могу его слушать днями ночами (смеется). Но для расслабления я предпочитаю больше тишину. Мне нравится сидеть на берегу моря и наслаждаться шумом морского прибоя. Море для меня – это все. Начиная с раннего детства, мы каждое лето ездили Набрань и три месяца отдыхали на даче. Поэтому, море для меня имеет большое значение, оно ассоциируется с детством, с хорошими воспоминаниями. Вдобавок к вышеперечисленному скажу, что Каспий меня успокаивает и полностью снимает напряжение, одним словом, исцеляет.

— У Вас очень плотный график. Вы находите время для отдыха?

— Стараюсь совмещать полезное с приятным. Во время гастролей, если остается свободное время до или после концертов, стараюсь гулять по городу, осматривать достопримечательности. Это работа, совмещенная в какой-то степени с отдыхом. Обычно, это происходит в середине года и напоминает глоток свежего воздуха. Правда, бывает, что это еще хуже утомляет. Всегда по-разному, когда как. Но отдых очень важен для любого, особенно творческого человека, в отсутствие которого сложно работать продуктивно. Хотя у музыкантов не бывает ни отдыха, ни праздников, ведь — это человек без национальности, которого могут позвать даже на новогодний концерт, несмотря на то, что это праздник (смеется).

— А Вы находите время для чтения новой книги?

— Обязательно, без этого никак.

— Как Вы считаете, семейная жизнь, когда Вы станете супругой, а затем мамой, не будет ли мешать Вашей карьере?

— Думаю, что нет. Нельзя ставить семью и работу на один уровень, либо на разные чаши весов. Ни в коем случае нельзя смешивать карьеру с семьей, и наоборот.

— Однако, жизнь отличается своей непредсказуемостью. А если возникнет выбор: карьера или семья?

— Я уверена, что любящий тебя человек никогда не поставит перед тобой такой выбор. Музыкой я уже занимаюсь целых 18 лет и нельзя пренебрегать трудом, который вложили в меня родители, и моими собственными усилиями, которые я приложила для того, чтобы стать тем, кем я являюсь сегодня. Для чего тогда я получала образование и училась все это время? Нельзя сказать, что с этого дня ты будешь сидеть дома и готовить бозбаш. Это неправильно. Помимо этого, ни в коем случае нельзя каким-то образом обделять вниманием мужа и детей, сказав, что я еду на десятидневные гастроли, а вы тут сами разберетесь (смеется). В этом случае такое отношение между людьми семьей не назовешь. Нужно соблюдать грань, все делать в меру, у семьи свое место, у карьеры свое. Главное – это соблюдать гармонию. Совместить семейную жизнь и карьеру можно, правда, это сложно, но возможно.

— О чем мечтает Умида Абасова в профессиональном плане?

— Мечта любого музыканта – это стать известным на всю планету, на всю галактику, чтобы твою игру слышали даже пришельцы с других планет (смеется). Это, конечно, шутка, но на самом деле хотелось, чтобы весь мир узнал обо мне, как о музыканте-азербайджанке. У нас много людей, живших в начале XX-го века, чьи имена стали известны по всему миру. Но знаменитых музыкантов, добившихся мега популярности, очень мало. Даже если это буду не я, мне хочется, чтобы все узнали, что в Азербайджане есть музыканты мирового уровня, насколько богата и многогранна наша культура.

— И напоследок, что для Вас музыка?

— Музыка для меня – это душа. Не будь музыки, она была бы пуста. В моменты грусти, печали музыка, которая звучит в твоей душе, имеет огромнейшее значение. Если обычный человек может перенести что-то спокойнее, то мне в этом плане намного сложнее. Я сентиментальна, чувствительна, восприимчива, все принимаю близко к сердцу. Поэтому, музыка – это то, что успокаивает мою душу, без которой я не смыслю своей жизни, то, чем в какой-то степени я живу…

 

Апрель, 2016

Интервью : Рустам Гасымов

Добавить комментарий