ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ!  

Эльмир Гаджиев, владелец нескольких компаний, среди которых наиболее известны LordDoors и Absheron Stone, добился феноменальных успехов, и сегодня он является одним из компетентных и успешных промышленных дизайнеров Азербайджана. На счету его компаниймножество реализованных проектов, солидный список заказчиков и прекрасная деловая репутация.

 

— Почему вы решили заниматься промышленным дизайном?

— Это долгая история, но с момента моего рождения все шло именно к этому… Для меня все началось со страсти к музыке, живописи, литературе, визуальным видам искусства и привело к моменту, когда я попытался понять процесс создания объектов. В сущности, мои увлечения стали моей детской игровой площадкой, где я научился не только самим ремеслам, но и уважению к традиционным материалам.

Я рос в семье музыкантов, преподавателей консерватории, поэтому творческое начало частично перешло ко мне от родителей, частично от Всевышнего, но самое главное — это гены, и с этим ничего не поделаешь. С четырех-пяти лет я постоянно мастерил из кусочков дерева какие-то стульчики, столики, рисовал эскизы, писал картины. Чем бы я ни занимался, меня всегда неуклонно тянуло в творчество, потому что невозможно отказаться от того, что сидит в глубине твоего сознания! Когда я подрос, то начал интересоваться мозаикой и керамикой, и со временем стал в этой области довольно хорошим специалистом. Но спустя несколько лет я немного остыл к этому занятию. Меня увлекли более масштабные проекты – я начал заниматься производством, у меня появилась хорошая команда и пошло-поехало: ремонты, дизайн, эксклюзивные проекты… Кстати, в моей творческой деятельности немаловажную роль сыграли несколько женщин, которые дали мне советы, оказавшие на меня позитивное воздействие. Я к ним всегда прислушивался, и в моей жизни наступали кардинальные перемены.

 

— Какой смысл вы вкладываете в понятие «промышленный дизайн»?

— Этот вид деятельности включает в себя элементы искусства, маркетинга, технологии и охватывает широчайший круг объектов, начиная от предметов быта до наукоемких изделий. Промышленный дизайнер – это образованный, информированный, компетентный профессионал, но, в первую очередь, он должен быть разносторонней личностью, ориентированной на сохранениеи развитие национальной культуры. Лично я считаю, что промышленный дизайн, как любое другое дело, должен нести в себе какую-то идею. Когда я только начинал, у меня появилась мысль — сделать не просто очередную дизайн-студию, а собрать и воспитать лучших профессионалов. Изначально наша цель была такая: мы хотим сделать большой, полезный и новый проект. В общем-то, сегодня я могу сказать, что мы являемся уникальной компанией на азербайджанском рынке, потому что решаем проблемы людей и, надеюсь, делаем их счастливыми, и если у нас это получается, значит, мы все делаем правильно. В первую очередь, мы хотим развивать промышленный дизайн как культуру, чтобы люди наконец-то начали производить и пользоваться красивыми и удобными отечественными товарами, узнали, что есть такой рынок и что мы здесь и сейчас его создаем.

IMG_9209-min

— Учат ли промышленному дизайну в наших учебных заведениях?

— Не в той степени, которая сейчас необходима… Но если ты хочешь развиваться, информация находится на расстоянии одного клика! Качество создается не количеством деталей в продукте, а умением провести проект от концепта до реализации, только это дает профессиональный рост. Надо видеть, как работает материал, какие технологии существуют, какие есть сложности, возможно ли это продать, нужно ли это кому-то вообще. Современные технологии позволяют делать уникальные вещи, но чтобы этим заниматься, нужен большой культурный багаж, одного желания здесь недостаточно.

 

— Где вы учились дизайну?

— Нигде, я – самоучка! В этом, наверное, мое преимущество, потому что в моем сознании нет границ и мне кажется, что все возможно. Я изучил горы литературы о промышленном дизайне, прочитал интервью многих известных специалистов, потому что мне было очень интересно, как работают, думают и вдохновляются те, кто создают все эти прекрасные вещи. Этот опыт мне очень помог, но больше всего мне помогла огромная творческая и интеллектуальная база и общение с людьми, на свете нет ничего сильнее этой школы!

 

— Насколько легко быть промышленным дизайнером в Азербайджане?

— Я много работаю, но мне нравится такая жизнь! Мне не приходится себя заставлять, и хотя работу с клиентами я стараюсь нормировать, но своими проектами, обдумыванием новых идей могу заниматься круглосуточно. Я просто не могу этого не делать! Если мне скажут заниматься только получением прибыли, я откажусь.

 

— Вы настолько любите свое дело, что буквально растворяетесь в нем. Как вы отдыхаете?

— Жизнь творческих людей творческая во всем, поэтому даже к отдыху я отношусь как к творческому процессу. С деревьями пообщался, полил цветы, кошку погладил, и сразу становится легче. Иногда я восполняю энергию, общаясь с природой, а иногда ухожу с головой в работу. Главное, не доводить себя до точки кипения.

 

 

— Расскажите о своем опыте работы с производствами.

— Промышленное производство позволяет дизайнеру полностью раскрыться и в результате создать продукт не для конкретного человека, а для многих людей. Это как публичное послание, ответ на социальный запрос – желание группы людей получить определенный продукт в определенное время. Промышленный дизайнер должен уметь воплощать в жизнь любую идею и не только предугадывать, какой продукт окажется востребованным в будущем, но и выстраивать все бизнес-процессы для создания такого продукта.

Когда мы реализовывали наши проекты, у нас довольно часто возникали проблемы со смежниками. И я все время думал – как сделать так, чтобы самому производить все элементы, то есть создать замкнутый цикл производства? Это и есть главная особенность промышленного дизайна, когда дизайнер может комфортно работать и воплощать свои замыслы. Во время реализации проекта ты сам находишь свои ошибки и сам же их исправляешь. И сегодня мы предлагаем нашим заказчикам полный цикл, произведенный нами, начиная от идеи, проекта, строительных материалов, и заканчивая наполнением интерьера мебелью и аксессуарами. Для меня это очень важно! Но есть еще одно условие для успешного производства – я считаю, что каждый человек в результате своего развития должен стать производителем кадров.

 

— А если у человека нет педагогического таланта?

— Талант тут не причем! Это вопроспрогресса и личностного роста. Я, например, произвожу и продукт, и кадры, но при этом прекрасно понимаю, что не каждый человек может это совмещать, поэтому другие люди должны производить хотя бы кадры. А иначе, зачем мы тогда живем, если никого не научили тому, что умеем сами, не передали свое мастерство и навыки? Правда, некоторые считают, что если он кого-то научит, то он либо уйдет, либо станет его конкурентом, и с этой мыслью люди живут, работают и умирают. Но это глупо, неправильно и слабо!

 

— Большинство людей являются исполнителями, они не могут ничего придумывать, они лишь воплощают в жизнь чужие идеи…

— Согласен! Даже если вы научились хорошо исполнять, передайте этот навык другому человеку, это и будет вашим производством! Если вы передадите свои знания хотя бы двум-трем молодым людям, вы станете производителем новых специалистов.

 

— А если молодой человек воспринимает своего старшего сотрудника, как нечто устаревшее и не захочет у него учиться?

— Отличный вопрос! Вся жизнь — это непрерывная игра, где каждый из нас делает ставки. В свое время я сделал ставку на своего сына Адалята. Он хотел обучаться туристическому бизнесу, но в результате долгих бесед я убедил его изменить решение. Я предложил ему готовый, раскрученный бизнес, как в старом мультике – «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое», и в качестве бонуса — генофонд, который за годы практики в промышленном дизайне я существенно улучшил. Он послушался и я уверен, что сейчас, будучи очень молодым человеком, он вполне сможет заменить десяток 30-летних специалистов с европейским образованием! Так что, молодые люди бывают разными…

Когда я занялся производством, то начал подходить к работе с более масштабных позиций, и вся моя жизнь превратилась в одно больше казино, в котором я постоянно делал ставки на людей. В моей команде работает множество специалистов, и я владею доскональной информацией о каждом из них– на кого стоит делать ставку и тратить время, кому, что и как необходимо говорить. Но я не могу влезть в личную зону человека, я могу лишь сделать ему предложение, а решение остается за ним. Если я вижу, что в человеке есть потенциал, я создаю ему условия для профессионального роста, а дальше пусть он уходит и создает что-то свое!

 

— И вам не жаль потраченного времени?

— Нет! Потому что когда он на меня работает, я ему обязательно переплачиваю. Например, все платят манат, я же даю ему плачу манат тридцать… И плачу так всегда! Никогда не обманываю своего работника, являюсь для него мамой, папой, старшим братом и самым близким другом в одном лице, не отделяю его от своей семьи, несмотря на разницу в социальном статусе. Поэтому, куда бы он ниушел, чем бы ни стал заниматься, стоит мне сейчас сделать пару звонков, и все откликнуться на мою просьбу. Почему? А все очень просто! Потому что они знают – если они ко мне вернутся, я снова буду платить им больше, чем везде. В этом вся «фишка»! Ведь любой человек работает за деньги, но вы выражаете свою благодарность не только в денежном эквиваленте, вы благодарите его своей любовью и уважением. И даже если вы позвоните ему через десять лет, он ваш, где бы он ни был! Он приедет, он вам поможет сам и команду свою подключит, чтобы посодействовать в реализации ваших идей.

IMG_9281-min

— Вы принадлежите к очень редкому у нас типу бизнесменов. Почему-то, многие наши предприниматели отвратительно относятся к своим работникам.

— Ну, это бедные, несчастные люди, я бы даже сказал, духовно нищие моральные уроды. В последнее время я понял одну простую истину — для покойника существуют две позиции: одна «Аллах ряхмят елясин» и слезы, а вторая — «Гёр ба гёр олсун» и смех. Третьего не дано! Надо стараться заслужить первую позицию, чтобы о тебе сохранились хорошие вспоминания. Хотя не для всех это важно… Есть немало людей, которые искренне считают: «А какая разница, что будет происходить, когда меня не станет? Хотите, похороните меня стоя, хотите — сожгите, мне все равно».

 

— Как вы думаете, почему у нас пока так мало цивилизованных бизнесменов?

— Думаю, это связано с недостатком, а иногда и с полным отсутствием культурыведения бизнеса, и чтобы восстановить эту сферу, нужны годы и годы. Наверное, в том, что мне удалось избежать подобных ошибок,огромную роль сыграла интеллигентная творческая среда, в которой я рос. В детстве были моменты, когда я, занимаясь очередным своим увлечением, не мог остановиться отпереполнявших меня идей. На мой взгляд, культура ведения бизнеса напрямую зависит от общего состояния культуры того места, где мы живем и людей, которые нас окружают. Это одна сторона медали. Другая же заключается в том, что, конечно же, должны быть учебные заведения, где будут обучать этике и правилам ведения бизнеса. Сегодня эта тема очень востребована, поэтому когда в Баку приезжают специалисты и дают здесь мастер-классы, тренинги и семинары, они пользуются огромной популярностью у молодежи, которая используетэти инструменты в своей деятельности. Но основной массе так называемых бизнесменов это абсолютно неинтересно, им плевать на науку, для них главное – это деньги и прибыль.

 

— А разве вас, как бизнесмена, деньги не интересуют?

— Они для меня на предпоследнем месте.

 

— Почему?

— Если вы двигаетесь в нужном направлении, если вы правильно работаете относительно сегодняшнего времени, деньгивас сами найдут. Иногда ко мне приходят клиенты, и первое что они спрашивают – деньги! «А я вообще ничего не продаю», — отвечаю я в таком случае. Давайте пообщаемся, поговорим о дизайне, о том, какой у вас дом или квартира, выясним концепцию, которую клиент хочет реализовать. Возможно, идеи будущего ремонта настолько меня заинтересуют, что я сделаю этому клиенту подарок или предложу большую скидку.

 

— Но люди же не знают, что вы такой! Ониориентируются на большинство наших бизнесменов, для которых главное, как раз, деньги, а не идеи!

— Согласен, но это и есть показатель внутренней культуры! Я не бизнесмен, я продаю плоды своего творчества, я продаю искусство, а эти сферы очень сложно назвать бизнесом. Понятно, что в результатевсе упирается в деньги, которые необходимы для дальнейшего развития, но искусство и алвер — это совершенно разные вещи!

 

— То есть, вы хотите сказать, что наш бизнес еще не преодолел спекулятивный период?

— Я бы сказал, мы в процессе преодоления, но он идет очень медленно, крошечными шагами.

 

— Мне кажется, это связано с тем, что старшее поколение, создавшее свой бизнес в 90-егоды, неправильно воспитывает своих наследников, за редчайшим исключением. Почему они не заставляют своих детей учиться и работать? Почему поощряют безделье? Неужели им не страшно за их будущее, ведь сегодня более умные и энергичные сверстники могут отобрать состояние буквально одни кликом компьютерной мыши?!

— Это большая беда, и она также связана с недостатком или отсутствием культуры жизни, бизнеса, отношений. Проблема слишком глубокая…

 

— Насколько крепка в ваших проектах связь с вашими национальными корнями?

— Я думаю, прежде чем создавать дизайн будущего, нужно изучать свою историю. Сейчас это очень модный и востребованный тренд, ведь современный дизайн стремиться выйти за рамки привычных стилей, и осваивать художественный язык культуры, в котором переплетены знаковые системы, явления, смыслы и традиции наших предков. В условиях глобализации в мире повышается роль этно-культуры и национального духа.

Мы стараемся соответствовать требованиям времени, поэтому плитку, например, которую мы изготавливаем, мы называем именами азербайджанских поселков, городов и районов – «Новханы», «Балаханы», «Бильгя» и так далее. Это и есть процесс восстановления и поддержки наших традиций, причем, иногда даже через настойчивое навязывание, но по-другому возродить культуру невозможно!

В одной из моделей плитки мы использовали уникальный орнамент XII века, который применяли в ковроткачестве. Самое интересное, этот орнамент изображал множество способов плетения женских косичек, благодаря которым, глядя на женщину, можно было узнать верная она жена или нет, замужем или юная девушка, то есть в плетении зашифрована вся информация о женщине! Мы досконально изучили эту тему и перенесли этот орнамент на камень! Меня только одно интересует — почему до нас никто до этого не додумался!?

 

— Но ведь хорошо же быть пионером, первопроходцем!

— Мы во многом первые, «пока живут на свете дураки», как говорил кот Базилио в известном детском фильме. Но если вы сегодня соберете девочек, которые плетут ковры, и зададите им вопрос, что означает этот символ, никто вам не ответит. Они просто сидят и механически работают, не вкладывая в ковры свою душу и сердце, и абсолютно не интересуясь своими же традициями, которым сотни лет. Почему мы в свои годы это знаем, хотя не ткем ковры и не имеем никакого отношения к девушкам XIIвека? Правда, в последние годы мы более активно занимаемся возрождением азербайджанской культуры, но сегодня это надо делать очень быстро, а то мы утонем в глобальном потоке.

IMG_9310-min

— К сожалению, небольшие страны рискуют постепенно раствориться в этом самом глобальном потоке, и это тоже большая проблема…

— А вот тут я с вами не соглашусь, потому что «фишка» продается сегодня гораздо лучше и дороже, нежели какой-то безликий глобальный продукт. Люди настолько пресыщены обычными вещами, что с удовольствием приобретают необычные новинки. Цель моей дизайнерской деятельности – создавать нужные, красивые, удобные предметы и объекты, соответствующие культуре нашего народа. В процессе своей работы я осуществляю своего рода гармонизацию предметного мира, который теснейшим образом связанс конкретными людьми и определенными обстоятельствами. Одна из моих «фишек» — это применение качественно нового индивидуального подхода в дизайнерской деятельности при учете личностных, культурных, возрастных и прочих характеристик. Только такой подход способствует преодолению однотипности дизайнерской продукции, проявлению внимания ко всем требованиям потребителя, сохранению культурных ценностей, национальных образцов и воспитанию эстетических вкусов потребителей.

 

— Значит, бизнесмен,для того чтобы стать успешным, должен найти свою «фишку»?

— Конечно! А как по-другому можно заниматься бизнесом, чтобы он приносил тебе финансовое и моральное удовлетворение? Одним из условий успеха является обращение к историитвоей страны, такой подход актуален для всех времен и народов. А вы думаете, римские цезари приглашали к себе художников или ювелиров для того, чтобы они создавали для него очередное, тысячи раз растиражированное произведение искусства? Цезари требовали от них нечто эксклюзивное, что подчеркнет их исключительность! Сегодня рынок настолько перенасыщен, что люди хотят видеть в своих домах и офисах что-то необычное. Поэтому вы не можете работать полноценно, если у вас нет «фишки», ведь в результате всегда продается именно «фишка»! Главный залог успеха – это идея, и только настоящий профессионал знает, насколько сложен путь от зарождения идеи до ее воплощения.

 

— Какими инструментами вы пользуетесь, чтобы донести до потенциальных клиентов ваши «фишки»? Довольны ли вы нашим рекламным рынком?

— Если честно, я вообще не смотрю телевизор, поэтому к своим потребителям я обращаюсь только через социальные сети. А что касается рекламы, мы сами ее создаем, и здесь опять присутствует элемент везения, потому что творческое начало, которое я культивирую в команде, позволяет нам писать сценарии, подбирать правильныетексты и слова. Я не могу быть королем в сфере рекламы, но я многое делаю лучше, чем специалисты, потому что у меня за плечами огромный опыт, творческий багаж, который я постоянно пополняю. В наши дни продается в первую очередь «обертка», а не сама «конфета», поэтому я гораздо лучше, чем многие рекламщики, знаю ключи и инструменты, которые необходимы для продвижения наших продуктов.

 

— Слова и сценарии — это замечательно! Но есть такое понятие, как картинка, и сейчас это очень важно, потому что мы очень избалованным прекрасными визуальными образцами.

— Реклама выполняет множество разных задач. Есть реклама, которую я называю непродаваемой, она просто подтверждает ваш статус в бизнесе и обществе. Цель такой рекламы — представить себя и свою деятельность. Есть реклама, которая направлена на продажу конкретного продукта, и тут уже используются другие слова, акценты и картинки. То, какую именно рекламу вы будете использовать, зависит от поставленной вами задачи.

 

— Учитывая ваш огромный опыт, у вас не возникала идея создать свою бизнес-школу?

— Возникала… Есть люди медийные, которые постоянно присутствуют во всех СМИ, я же все эти годы оставался в тени, потому чтоя, все же, не медийный человек. Пару лет назад у меня возникло желание проводить лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, но я не стал этим активно заниматься. А сейчас у меня возниклаидея представить на определенном уровне промышленный дизайн и себя в качестве промышленного дизайнера. В данный момент это проект находится в стадии разработки. Это и естьпроизводство кадров и мозгов, о котором я говорил, и мне очень хочется передать мои знания другим людям. Для меня это очень ответственный шаг… Всю жизнь я работал на свое имя, и если я приму решение по поводу бизнес-школы, все должно быть безупречно! Но я чувствую, что пришло время делиться знаниями, и мне этот творческий выброс необходим.

REKLAM2-min

— Какими принципами вы руководствуетесь в бизнесе?

— Успешный бизнес зависит от многих факторов, но если дизайнер не соединит в себе творческое начало, промышленника и продавца, то шансов у него нет. Сегодня мы подошли к очень интересному рубежу, когда промышленный дизайнер овладел универсальным инструментом – производством, которое позволяет ему все держать под личным контролем. И в этом аспекте единственно правильный принцип – это твоя правда, высокий профессионализм и правильно выстроенная структура. Поэтому главное мое достояние — это люди, которых я подготовил и воспитал, это социально-ориентированный бизнес, хорошая команда и рабочие места. Но сегодня к этим принципам я бы присоединил еще одну позицию. У современных людей, особенно молодых, чрезвычайно развито психологическое чутье. Общаясь с вами, слушая ваш голос, дыхание, интонации, они автоматически проводят ваш психологический анализ. Причем, этот человек может быть не очень умным и даже не очень образованным, но у него развит талант видеть насквозь своего собеседника. И таких людей сегодня оченьмного! В недалеком будущем используемые «фишки», слова, инструменты бизнеса, которые мы применяем в работе с клиентами, отойдут на задний план. Главным станет пик вашего совершенства и профессионализма, которые позволят вам мгновенно находить наиболее правильные решения. Чтобы продавать свой продукт, свои мысли и идеи, нужно не просто соответствовать времени. Время необходимо опережать!

 

Сентябрь, 2016

 

 

Добавить комментарий