Я нахожу интересное в неинтересном, приглядное в неприглядном, необычное в обычном

Талант не знает возраста – либо он есть, либо его нет. Эти слова как нельзя лучше описывают творчество нашей сегодняшней героини, которой стала молодая, талантливая азербайджанская художница. Несмотря на свой возраст, она создает оригинальные работы, каждая из которых пропитана смыслом, смысловой идеей и композиционным сюжетом. Знакомьтесь – член Союза художников Азербайджана Гюнель Равилова.

 

— Гюнель, начнем с того, когда Вы сделали свои первые шаги в изобразительном искусстве?

— Это было давно в глубоком детстве. Ввиду того, что дома у нас все художники, то это получилось как-то автоматически, когда я научилась ходить. Мой папа, мама и дедушка рисовали. Я всегда наблюдала за их деятельностью, смотрела, как они пишут картины, поэтому начала пробовать и сама что-то рисовать. Естественно, сначала это были цветные карандаши, при помощи которых на бумаге я делала свои первые рисунки. Помню, как я нарисовала мышку (смеется). Это была из моих первых работ. Однажды, я сделала этикетку для лимонада «Дюшес», за что мне в виде благодарности прислали цветы. Затем я стала рисовать акварелью. На самом последнем этапе было масло. Работать с масляными красками мне очень нравится, с ними я чувствую себя в своей стихии, они помогают мне выразить то, что у меня внутри, что я хочу показать зрителям. Помню время, когда родители считали, что мне еще рано писать картины маслом и масляные краски заменяли гуашью. Конечно, они это делали так, что я не видела. Но когда краска высыхала, я сразу все понимала, в чем тут дело (смеется). Хочу отметить, что в общей сложности я серьезно занимаюсь изобразительным искусством больше 17 лет.

10659017_10202794700449267_7437635889737037096_o-min.jpg

— Ваши родители художники. Они были первыми, кто заметил Ваш талант?

— Именно они первыми заметили мой интерес. Мой дедушка известный художник Аль-Ашраф Мамедов преподавал в Художественном училище имени Азима Азимзаде. Его работы были сделаны из мозаики, которые украшают нашу красивую столицу, город Баку. Мои родители, как Вы отметили, Азер и Фатма Местановы – известные азербайджанские художники, поэтому я выросла в семье, где практически все писали картины.

 

— Где Вы получили свое образование?

— Как бы парадоксально это не звучало, но художественного образования у меня нет (смеется). Мне это не понадобилось, так как дома меня уже учили, и все мои педагоги были мама, папа и дедушка. Каждый из них внес свою лепту в мое формирование как живописца. Мама делала для меня композиции, учила, как правильно держать в руках кисть, смешивать краски, искать нужный цвет, обучала азам живописи.

 

— Родители хотели, чтобы Вы пошли по их стопам?

— Самое удивительное, но нет (улыбается).

 

— И в какой сфере они Вас видели?

— Это могло быть все, кроме изобразительного искусства.

 

— В итоге они добились своего?

— Да (смеется). У меня два высших образования. Я – экономист и юрист. Какое-то время я работала по своей специальности, но в данное время нет.

 

— Ваши картины отличаются оригинальными сюжетами. Как рождаются столь замысловатые работы?

— Используемые мной сюжеты я беру из жизни. Это то, что происходит с каждым из нас: горе, печаль, радость, любовь, интриги между людьми, их взаимоотношения, противоборство. Художник воспринимает мир не так, как обычный человек. Я нахожу интересное в неинтересном, приглядное в неприглядном, необычное в обычном. Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, могут казаться обычными и неинтересными, вроде как ничем не приметная рутина. Однако, когда я пропускаю увиденное через мой внутренний мир, тогда и рождаются идеи. Прогуливаясь по улицам нашего города можно найти много интересного. Получив заряд положительной энергии, тебя просто разрывает, и тебе хочется переложить полученные впечатления на холст, предварительно вложив в них частичку себя.

Во всех моих картинах заложен философский смысл. Я не могу просто писать бездушные работы, в них обязательно должна быть идея, смысловая составляющая. Мне нравится, когда мои сюжеты и картины толкают людей на размышления, когда работа привлекает их внимание и не дает зрителям пройти мимо, останавливает, заставляет задуматься, поразмышлять о жизни. Причем каждый, кто смотрит на мою работу, может понять ее по-своему. У меня обычно сюжеты отличаются своей многосторонностью, там не бывает чего-то одного. Ведь я хочу показать свой внутренний мир, свое восприятие, свое видение…

 

— Если Вы пребываете в хорошем настроении, то и картина, соответственно, получается более позитивной?

— Нет, это не зависит от моего настроения. Создание картины – это длительный и сложный процесс, который проходит определенные этапы, и может занять несколько дней и больше. Поэтому настроение может меняться на всем этом протяжении и на картину не влияет…

IMG_0581.jpg13-min

— Как рождается картина?

— Все начинается с возникновения идеи. Это главная составляющая любой работы, это начало, это зернышко, которому нужно придать правильную оболочку, выпустив в окружающий нас мир. После возникновения идеи, мне нужно ее нарисовать карандашом на листочке, ведь идея может прийти спонтанно, и также быстро вас покинуть. Поэтому нельзя упускать момент. Сделав небольшой эскиз, идея начинает дозревать. Для этого у меня имеется небольшой блокнот, который всегда у меня под рукой. Начиная с 1996 года, я использую такие блокноты, которых у меня уже несколько. Когда меня посещает вдохновение и просто тянет к холсту, я начинаю воплощать полученную идею в картину с использованием масляных красок.

 

— Некоторые художники предпочитают писать картины, когда у них плохое настроение, считая, что в такие моменты творчества у них получаются самые удачные работы. За собой такое не замечали?

— Порой начинаю писать картину, когда у меня нет настроения. Таким образом, я могу его поднять (улыбается). Честно сказать, когда у тебя нет настроения, тебе хочется работать, а когда настроение хорошее, больше хочется отдохнуть и расслабиться, ничего не делая.

 

— Причем у Вас превалирует женский образ. Почему?

— Будучи женщиной, многие мои сюжеты связаны со мной, и с тем, что обычно происходит с женщинами – в какие жизненные ситуации попадает женщина, с какими трудностями сталкивается, как их преодолевает и т.д. Поэтому женский образ в моем творчестве играет очень большую роль.

 

— Как часто Вас посещает вдохновение?

— Сложно сказать. Вдохновение посещает художника спонтанно. Этот процесс невозможно систематизировать и упорядочить. Бывает, несколько дней тебе не хочется писать, а порой наоборот – ты пишешь картины ночи напролет и не можешь остановиться.

 

— Сколько времени уходит на создание одной работы?

— Процесс, который начинается с момента возникновения идеи, и заканчивается уже готовой работой, может длиться долго. Например, в настоящее время уже около месяца работаю над одной картиной и никак не могу ее закончить. Художникам свойственно работать над несколькими картинами сразу. Например, я сажусь, делаю мазки и оставляю работу, думая, все – на сегодня хватит, и продолжаю писать только на следующий день. На второй день я смотрю на работу, анализируя ее, считая, что нужно исправить какие-то моменты, что-то подкорректировать, изменить, стереть или наоборот добавить. Одним словом, создание картины – это сложный и длительный процесс, когда смешиваешь краски, подбирая нужный цвет, старательно работаешь и выводишь каждый штрих, каждую мелкую деталь. Однако, бывают моменты, когда я могу написать картину всего за несколько часов. Но в такой работе не бывает столько души и эмоций, как, например, в картине, на написание которой у тебя ушел месяц или больше. Когда картину пишешь долго, она получается более продуманной и созревшей. В процессе ты к ней сильно привыкаешь, разговариваешь с ней и, в итоге, она словно оживает.

IMG_0602.jpg13-min

— Чем характеризуется Ваш процесс творчества?

— Дело в том, что я всегда рисую от себя. Я должна все пропустить через себя, проработать эту идею у себя в голове, прокрутить приходящие ко мне образы. Еще до начала написания картины, нужно думать, куда падает тень, как расположить те или иные элементы композиционного сюжета, на чем сделать акцент, что перейдет на второй план.

 

— Некоторые художники любят писать с натуры, например, пейзажи. Для этого они даже отправляются за город. Я так понимаю, Вы не относите себя к таким живописцам?

— Порой я тоже пишу картины с натуры, но не часто. В основном, я использую свое воображение. Когда я только начинала рисовать, я писала картины с натуры. Однако, сегодня мы живем в 21-ом веке в эпоху научно-технического прогресса, благодаря чему мы можем использовать достижения науки и техники. Например, лично мне удобней писать не с натуры, а сделать фотографию, а потом, удобно устроившись в своей мастерской, начать работать. Просто писать картины с натуры или нет – это дело вкуса.

 

— Почему в своих работах Вы акцентируете внимание на обнаженных женских телах, глазах. Что это значит?

— Глаза – это люди, которые нас окружают, которые за нами наблюдают и следят, даже существа с других планет. Это своеобразное всевидящее око. Если внимательно просмотреть несколько моих работ, где присутствуют глаза, то становится видно, как именно я их изображаю. На моих картинах глаза, в основном, появляются из камней, из цветов. Это также ассоциируется с семенем, рождением человека, началом новой жизни. Глаза видят все, что происходит вокруг, все переживания, печаль, горе, радость, абсолютно все эмоции. Что касается обнаженности, это порой незащищенность, особенно, когда человек только рождается – он ведь беззащитен.

IMG_0598.jpg13-min

— Не могу не вспомнить одну из Ваших самых запоминающихся работ, где Вы изобразили большое яйцо, из которого показалась человеческая рука, показывающая кукиш. Что Вы хотели сказать столь необычным сюжетом?

— Это символизирует рождение человека. Таким оригинальным образом, он заявляет о себе. Рождение – это сложный процесс выхода на свет. Например, в этой картине я показала, что для этого необходимо сломать скорлупу и попасть в мир, где человеку придется заботиться о себе самому, так как он лишается защитной оболочки, которая до этого момента оберегала его. Я также изобразила здесь глаза, символизирующие людей, наблюдающих за происходящим, обсуждающим это.

 

— Что для Вас служит источником вдохновения?

— У меня, как я отметила выше, все связанно с жизнью. Например, какие-то важные жизненные события, ссоры, переживания могут стать толчком к творчеству. Но вдохновение порой приходит так внезапно, например, среди ночи, когда мне приходится делать набросок прямо на обоях (смеется).

 

— Чем Вы пишите свои картины?

— В своем творчестве я использую кисть и мастихин.

 

— Бывают ли у Вас перерывы в творчестве?

— Конечно, бывают. Порой так хочется отдохнуть, поспать и просто ничего не делать.

 

— Бывало ли так, что картина превзошла все Ваши ожидания или, наоборот, не оправдала затраченное на нее время?

— Честно сказать, я очень критично и требовательно отношусь к своему творчеству. Скажу больше, ни одна моя работа до конца мне не нравится, даже если эта картина вызывает восторженные вздохи тех, кто на нее смотрит. Первоначальное видение моей работы не всегда совпадает с ее итогом. Пока еще нет такой картины, которая бы мне полностью понравилась.

 

— Получается, что Ваши картины отличаются наличием элемента незавершенности?

— Да, Вы правы. Многие мои картины незавершенные. У меня не бывает чувства, что картина полностью готова, в ней всегда остается перспектива для развития. Я неоднократно возвращаюсь к работам, делаю новые мазки, дорабатываю сюжет, додумываю какие-то элементы. Одним словом, процесс не прекращается.

 

— Расскажите про наиболее значимые выставки, где Вам удалось принять участие?

— За свою жизнь я участвовала в самых разных выставках, которые проводились, начиная как с дошкольного периода, так и после него. Часто получала первые места, всевозможные грамоты и диплома. Я помню, как мои работы показывали по телевизору, когда я была еще маленькой. Раньше мне нравилось писать пейзажи. Они у меня хорошо получались. Однажды, был конкурс, куда я отнесла свою пейзажную работу. Художники, проводившие отбор, просто не поверили, что такую картину могла нарисовать маленькая девочка. Они сказали, что это работа взрослого живописца. Сколько я не спорила, мне не поверили (смеется).

IMG_0596.jpg13-min

— У Вас была персональная выставка?

— У меня была персональная выставка в Италии. Правда, самой мне не удалось на ней присутствовать. Тогда я училась в старших классах. Помню, что после вернисажа мне привезли подарки, диплом и т.д.

 

— Вас часто приглашают на местные выставки?

— Да, что очень приятно. Приглашения поступают регулярно. В последнее время мои работы вошли в экспозиции двух выставок. Первая, которая прошла в Музее независимости Азербайджана, была посвящена первым в истории Европейским играм «Баку-2015». Вторая – это «Толерантная молодежь Азербайджана», которая прошла в выставочном салоне Союза художников Азербайджана. Кстати, именно вторая выставка отправилась в Австрию, где в Азербайджанском культурном центре в Вене состоялось открытие этой же выставки. Австрийская публика была в восторге, и я очень рада, что моя работа попала в эту экспозицию.

Хочу отметить выставку под названием «Эволюция традиционных искусств», прошедшую в декабре прошлого года в Центре современного искусства. Организаторами этого мероприятия выступили Молодежный фонд при Президенте Азербайджанской Республики, Министерство по делам молодежи и спорта, творческий центр для обучения молодых людей «Эволюция». Это был необычный проект, объединивший художников, скульпторов, поэтов и писателей. На выставке были представлены образцы декоративно-прикладного искусства (керамика, ковры, металл, ювелирные изделия) и современного искусства (видеокарт, перформанс, фотография, инсталляция и т.д.). Основной целью проекта была попытка представить традицию в контексте современной стратегией искусства, сохранение историко-культурного наследия и актуализация с точки зрения различных культурных традиций. На этом вернисаже я выступала в тандеме с известным азербайджанским композитором Азером Гаджиаскерли, который для моей работы сочинил музыкальное произведение. На одной из картин изображались стихии природы, две противоположности — огонь и вода, а рядом человек, которого я изобразила в черных тонах. Картина называлась «Гара», которая была связана цепью, замком и канатом. И на фоне этой картины «вживую» звучала виолончель. Музыка стала оригинальным фоном.

Другая коллективная выставка азербайджанских художников, где мне удалось принять участие, называлась «Восточная сказка», и прошла в Риге. Мероприятие было организовано «Art Council Azerbaijan». Помимо этого, я участвовала в выставке в рамках Международной олимпиады искусств, которая проходила в Хорватии, а также в турецком городе Анталия.

1313-min.jpg

— Вам выпала честь представлять Азербайджан на выставке в Париже в декабре прошлого года. Расскажите, как это получилось, и как отреагировала европейская публика на Вашу работу?

— В интернете я нашла конкурс, где проводился отбор на эту выставку. Я отправила им фотографии моих работ, среди которых они выбрали наиболее понравившуюся. Процесс отбора был очень серьезным. Специально для этого было сформировано жюри из известных художников, которые голосовали за понравившиеся им работы. В итоге жюри отобрало сразу несколько моих картин, но на выставку поехала одна, которая была небольшого размера. Этой картиной оказалась «Художественная гимнастика». Хочу отметить, что с Азербайджана прошла только я.

Несмотря на то, что мне, к сожалению, не удалось присутствовать на мероприятии, я получила много положительных отзывов и поздравлений. Мне вручили диплом. Европейская публика восприняла мою работу очень и очень тепло.

 

— Кстати Вы молодая мама. Претерпела ли изменения Ваша живопись после рождения долгожданного первенца?

— Несомненно, отразилось. Рождение ребенка – это важное событие в жизни любой женщины, когда она становится матерью. Во время беременности сюжеты были немного другие, связанные с материнством. Если Вы посмотрите на мои работы до рождения ребенка, то заметите, что они отличаются более бледными тонами, которым я по своей природе отдаю предпочтение. Однако, после рождения сына работы стали более яркими, насыщенными. Сама не знаю, почему так произошло, но факт остается фактом.

IMG_0592.jpg13-min.jpg

— Рождение ребенка как-то повлияло на продуктивность Вашего творчества, ведь у Вас сейчас стало меньше свободного времени, чем было раньше?

— Как бы парадоксально это не звучало, но сейчас я пишу намного больше. У меня все наоборот (смеется).

 

— В какое время суток Вы любите работать?

— Мне нравится работать ночью в тихой спокойной обстановке. Я могу писать картину всю ночь, а потом днем хожу сонная.

 

— Несмотря на то, что Вы любите писать картины в спокойной обстановке, Вы также принимаете участие в пленэрах, которые устраивает глава неправительственной организации «Art Council Azerbaijan» Дадаш Мамедов. Как Вам работается в такой непривычной обстановке?

— Честно сказать, очень интересно, потому что собирается хорошая компания друзей-художников и ты получаешь удовольствие от самого процесса. Особенно, когда мероприятие заканчивается пикником на свежем воздухе, это просто прекрасно – совмещение полезного с приятным. Несмотря на то, что я предпочитаю работать одна, и когда я пишу картину, я просто закрываю свою мастерскую, ограничивая доступ другим людям, смена обстановки, которую мы получаем на пленэрах, бывает очень кстати.

 

— Гюнель, расскажите, как Вы стали членом Союза художников? Я слышал, что на этом настаивал один из самых знаменитых живописцев страны, покойный Тогрул Нариманбеков…

— Я стала членом этого союза в 2009-ом году. Сначала я вошла в молодежный, а затем после 30 лет, меня приняли во взрослый Союз. Одно время я даже преподавала, у меня были ученики. Честно сказать, я не горела особым желанием стать членом Союза художников. Однако, покойный Тогрул Нариманбеков настаивал, чтобы я в него вошла. Он сам привел меня в молодежный Союз художников и по его рекомендациям меня туда приняли (улыбается).

10409103_10203896523154146_2918215975644535479_n-min

— Я слышал, что в скором времени о Вас выйдет книга…

— Дело в том, что мои корни с отцовской стороны из Амирджанов. В настоящее время готовится выйти в свет книга под названием «Художники Амирджанов», где будут представлены художники именно этого поселка. Как мы все знаем, великий азербайджанский художник Саттар Бахлулзаде был родом из Амирджанов. Я очень счастлива, что войду в одну книгу с таким мастером кисти. В этой книге будет собрана подробная информация обо мне, включая биографию и творчество.

 

— А Ваш супруг, случайно, не из мира искусства?

— Нет. Он занимается дизайном и ремонтом квартир. В его профессии тоже присутствует элемент творчества, но художником он не является.

 

— А сынишка не проявляет интерес к живописи?

— Да, еще как (смеется). Я от него прячу карандаши, потому что он разрисовывает не только раскраски, но и стены, шкафы, стулья, одежду и т.д.

 

— Какой отдых предпочитает Гюнель Равилова?

— Порой мне хочется остаться наедине с собой и быть подальше от всех. Знаю, что я долго не выдержу одна, так как мне станет скучно, но пару дней можно. Люблю отдыхать на даче, рыбачить вместе с мужем. Мне нравится и активный отдых.

IMG_0587.jpg13-min

— Когда нам удастся посетить персональную выставку Гюнель Равиловой?

— Честно сказать, я даже об этом еще не задумывалась. Мне кажется, что я еще до этого не доросла. Я не хочу провести стандартную персональную выставку, которые у нас обычно проходят. Если я буду делать свой вернисаж, то хочу, чтобы он запомнился людям своей необычностью и не был похож на другие аналогичные мероприятия. Однообразие надоедает. Мне хочется удивить людей и привнести в изобразительное искусство что-то новое, чтобы это запомнилось. Выставку нужно делать не только для себя, но и для гостей, чтобы люди хотели на нее пойти, а не просто пришли, чтобы отметиться для галочки.

Возможно, я сделаю совместную выставку с кем-то. У меня есть несколько совместных проектов, над которыми я начну работать, когда они будут одобрены.

 

— Гюнель, спасибо Вам большое за интересную беседу. Со своей стороны мы желаем Вам дальнейших творческих успехов и выставок в самых престижных салонах мира.

— Спасибо!

 

Гюнель Равилова

050 336 26 04

Апрель, 2016

Интервью : Рустам Гасымов

Добавить комментарий