Назиля Бабаева: человек, влюбленный в телевидение

Моим сегодняшним собеседником стал человек, с которым я знаком целую вечность. На протяжении всего этого времени я пристально следил за деятельностью Назили ханум Бабаевой, которая зарекомендовала себя, как настоящий профессионал, который не просто выполняет свою работу на высшем уровне, но и делает это с любовью.

Будучи по своей природе перфекционистом, главным принципом Назили ханум является знак качества проделанной работы, она всегда выкладывается на все сто процентов. Трудолюбие, целеустремленность, талант, всесторонняя развитость и вера в себя, позволили ей создавать одни из самых интересных передач на отечественном телевидении на протяжении более 20-ти лет, а это, согласитесь, не шутки. Несмотря на то, что у моей сегодняшней героини нет режиссерского образования, вышеперечисленные качества позволили ей не только освоить эту профессию, но и стать профессионалом своего дела – режиссером от Всевышнего! Итак, представляю вашему вниманию интервью с талантливым азербайджанским режиссером-постановщиком Назилей Бабаевой.

 

— Назиля ханум, здравствуйте. Несмотря на столь продолжительную активную и плодотворную деятельность на телевидении, по образованию Вы не телевизионщик….

— Добрый день, Бахрам бей! Начну с того, что меня всегда привлекала журналистика. Я рано пошла в школу, мне не было и шести лет, очень уж нравилось читать и писать.

Даже не знаю, откуда появилось такое желание, и я твердо решила связать свою жизнь со СМИ, хотя никогда бы ни подумала, что окажусь на телевидении. Мои родители не имеют непосредственного отношения к журналистике, но и совсем далекими от этой области их назвать тоже нельзя. Папа окончил МГУ востфак по специальности «переводчик» и Одесский Институт Инженеров Морского Флота (инженер). Одинаково хорошо говорит на фарси и на английском. Долгие годы работал за границей представителем КАСПАР. Сейчас на пенсии, а в былые годы писал статьи, занимался переводами и т.д. Мама – учитель математики со стажем более 50-ти лет.

Однако, в те годы набор на факультет журналистики русского сектора БГУ, тогда АГУ имени Кирова, проходил раз в четыре года, поэтому по иронии судьбы я выбрала филологию русского языка и литературы. Таким образом, я стала филологом, литературоведом XIX века и преподавателем. Мне очень нравилось творчество Достоевского.  Я написала по нему дипломную работу и хотела продолжить научную деятельность в виде кандидатской, но это было время тяжелых 90-х годов прошлого столетия, поэтому пришлось оставить теорию и перейти к активной практике.

Я решила попробовать свои силы в печатных СМИ. Как и большинство журналистов в те времена, я начала с работы внештатника. Профессиональная деятельность началась с газеты «Молодежь Азербайджана», затем была «Вышка». В те годы на русском языке у нас было всего четыре издания: «Бакинский рабочий», «Вышка», «Вечерний Баку» и «Молодежь Азербайджана». Параллельно с журналисткой деятельностью, какой-то период, я проработала корректором. Затем три года преподавала в гимназии искусств, осознав, что педагогическая деятельность не моя стезя.

a6c5e9f51566f72ad48cc684c7ad1978.jpg

— Вы помните свой первый день на телевидении?

— Конечно! Могу с уверенностью сказать, что этот день стал судьбоносным и кардинально изменил всю мою последующую жизнь и деятельность. С телевидением, как и с оперой, чувства должны возникнуть мгновенно, первое знакомство очень важно. Если не сложилось изначально, то впоследствии вряд ли что-то получится. К моему счастью, в телевидение я влюбилась с первого взгляда, поняв, что хочу работать именно там, меня тянуло туда, как магнитом.

Не побоюсь, если скажу, что я заболела болезнью под названием «телевидение». В те судьбоносные минуты я поняла, что стоит оставить печатные СМИ и начать свою деятельность на ТВ, куда я попала чисто случайно, но в итоге связала с ним всю свою жизнь…

— С чего началась Ваша работа на AzTV?

— Свою профессиональную деятельность на телевидении (AzTV) я начала с новостей. Моими учителями стали Алексей Синицын и Борис Ляшко, которые меня многому научили, за что я им очень благодарна. Также хочу сказать спасибо руководителю  нашего канала, Ариф муаллиму Алышанову. Он всегда шел навстречу моим креативным идеям, создавал условия для творческой работы, доверял мне проекты самой различной тематики и тяжести. Именно Ариф муаллим и в первый и во второй раз пригласил меня на AzTV.

За свою карьеру на телевидении мне удалось поработать на разных каналах, причем я побывала во всех ипостасях. Творческий поиск и процесс нахождения себя не позволяли мне остановиться, подталкивая к экспериментам. В итоге, я стала делать свои проекты, попробовала себя, как телеведущая, ассистент режиссера, журналист, режиссер-постановщик и т.д. Одно время занимала должность генпродюссера телеканала АНС. Одним словом, деятельность у меня была разносторонняя и довольно насыщенная (улыбается).

— А сегодня?

— В настоящее время я одновременно и автор, и режиссер, и продюсер. Кому-то это покажется странным, но мне нравится делать проект от начала до конца. Мне легче сделать самой, чем кому-то объяснять и переделывать чью-то работу, ведь это моя идея, следовательно, в уме я создаю образ будущей передачи, как она должна выглядеть, кто в ней будет принимать участие, какова ее основная цель и задача, как должен выглядеть дизайн будущей студии и прочее. Одним словом, концепция изначально создается и реализуется мною, поэтому совмещаю сразу несколько видов деятельности. Конечно, это сложно и энергозатратно, но хороший результат требует большой самоотдачи (смеется).

Хочу отметить, что я прошла школу телекомпании «Мир», где проработала больше трех лет, сначала корреспондентом, затем главным редактором. Конечно, опыт, полученный на AzTV, бесценен, где Синицын и Ляшко сделали из меня репортера, но вкус, мобильность и правильное видение будущего проекта мне дала именно телекомпания «Мир». Мне довелось работать под руководством Давуда Гусейновича Иманова, у которого я многому научилась. Несмотря на то, что у меня нет режиссерского образования, именно благодаря помощи Давуда Гусейновича я научилась снимать небольшие фильмы, делать свои передачи, самостоятельно работать над проектами. В будущем это мне очень помогло и сыграло решающую роль, когда я стала делать свои авторские проекты и снимать передачи. Никогда не забуду слова Давуда Гусейновича, который говорил: «Независимо от хронометража, работаете вы над небольшим сюжетом или над масштабным проектом, должно быть вкусно. Режиссер должен видеть конечный результат и не должно быть местечковости». Это стало для меня золотым правилом, которое я применяю ко всем своим проектам, будь это небольшой сюжет или Новогодний огонек, концерт и прочий праздник.

— Назиля ханум, давайте поговорим о Ваших авторских передачах. Не могли бы Вы выделить самые, на Ваш взгляд, удачные из них, которые полюбились отечественному зрителю?

— С 2000 по 2004 годы я работала на телеканале «Space». У меня был детский авторский проект «Пока взрослые нас не видят» (Böyüklər bizi görməyəndə), где показывалось, чем занимаются дети в отсутствие дома родителей. Изначально этот проект планировался на русском, но потом вышел закон, согласно которому, все проекты и передачи должны выходить на государственном языке.

По иронии судьбы, кастинг прошли шесть детей, все они были русскоязычные, которые буквально за лето выучили азербайджанский язык настолько хорошо, что могли свободно вести программу на родном языке. В итоге, передача получилась очень интересной и запоминающейся, а дети моментально стали звездами, их стали узнавать на улице. Мои сын и дочь также выступили в роли телеведущих. Девочке тогда было всего пять лет.

Никогда не забуду нашу беседу с Народным писателем АР, мастером детектива Чингизом Абдуллаевым, который был одним из первых героев моей передачи. Помню, как он позвонил мне после съемок, сказав, что его одноклассники признались, что из рассказанного во время передачи многого они даже не знали, хотя проучились вместе 10 лет. Мне удалось показать зрителям другого Чингиза муаллима, которого они до этого не знали.

0686e77b8b3fd4c7321d6f7b6cdf9f04

— Какую передачу Вам бы хотелось снять, если будут созданы все необходимые условия? 

— Моя мечта – ездить по миру и снимать туристические передачи. Однако это требует больших финансов и нахождение спонсоров. Помните, как я предлагала именно Вас на позиции ведущего данной передачи, если она осуществится, но Вы отказались (улыбается).

— Помню, я сказал, что уже не в том возрасте и не в том весе для этой передачи (смеется). А что хотелось бы сделать помимо туристического проекта?

— Мне бы хотелось вернуться к детскому проекту.

— Не хотелось бы Вам попробовать свои силы в театре и поставить какой-нибудь спектакль?

— Конечно, думала, но главное препятствие – это отсутствие необходимых финансов, хотя у меня есть задумки, которые, надеюсь, мне удастся осуществить в будущем, если один из отечественных театров доверит мне свою сцену (смеется). Другое препятствие – это щепотка сомнения. По своей природе я перфекционист. Мой принцип – либо делаю хорошо, либо вообще не берусь за дело. Возможно, еще не пришло нужное время.

— Если бы Вы сняли фильм, на какую тему он мог быть?

— Мне бы хотелось снять фильм о бакинских девушках зрелого возраста, примерно, 4-5 подружек, каждая из которых преуспела в своей сфере. Это и актриса, и писательница, и домохозяйка, и та, что ведет богемный образ жизни. Главная цель – показать их общение, дружбу, как они делятся секретами, рассказать их истории и сделать это все с бакинским юмором и национальным колоритом. Не сомневаюсь, что этот фильм пришелся бы по вкусу многим, и каждая зрительница смогла бы найти среди героинь себя.

— С каким композитором Вам бы хотелось работать?

— Если говорить о том, какие композиторы специально писали музыку к моим проектам, то это были единичные случае. Я много общалась с композиторами, и больше всех мне запомнился выдающийся мастер Акшин Ализаде, которого сегодня уже нет с нами. Он был не только талантливым композитором, но и очень хорошим добрым человеком, яркой личностью, что очень ценно.

— С чем был связан Ваш отъезд в Турцию?

— Это было связано с работой, я сотрудничала с разными продакшнами и готовила их заказы, ну и по семейным обстоятельствам. Однако, спустя время меня пригласили работать на AzTV, сделав предложение, от которого я не смогла отказаться.

 

— Хороших кадров не хотят отпускать….

— Хочется в это верить (улыбается).

— Как правильно подготавливать молодых специалистов? Несколько советов Назили Бабаевой молодым людям, которые хотят стать режиссерами?

— Одно время со мной было много молодых кадров, которые в настоящее время работают на телевидении. Мой главный совет начинающим режиссерам – это больше читать, заниматься саморазвитием, расширять границы своего мировоззрения и быть информационно-подготовленными. Главная проблема молодых кадров – это узкий кругозор, так как они практически не читают и не работают над собой.

Профессия режиссера требует большой эрудиции, необходимо хоть понемногу разбираться в самых разных сферах. Я, например, не считаю себя режиссером, так как стала им по необходимости, так как рядом не было специалиста, который бы мне помог воплотить в жизнь мои задумки. Поэтому мне пришлось самой заняться режиссурой. Это началось после детского проекта, о котором мы говорили выше. Помню, как глава департамента мне сказала, чтобы я никому не говорила, что по специальности не являюсь режиссером, так как у меня неплохо получается. Она мне посоветовала стать режиссером всех своих проектов. Время прошло, но я до сих пор помню ее слова и следую ее советам (улыбаюсь). Я убеждена, что главное – это желание. Если человек чего-то сильно хочет, он этого добивается. Нужно поставить цель и идти к ней.

— Какими качествами, по-Вашему, должен обладать режиссер?

— Во-первых, лидерские качества, так как режиссер – это, своего рода, капитан команды. Ведь режиссер – это как дирижер в оркестре и капитан на поле, от лидерских качеств которого зависит успех всей команды и всего коллектива. Во-вторых, знания, эрудированность и профессионализм, чтобы подопечные его слушали и не подвергали сомнению его авторитет. Для этого нужно иметь широкое мировоззрение, на которое воздействует чтение книг, просмотр классики мирового кино. Необходимо обладать знаниями в самых разных областях и быть готовым к любой ситуации на съемочной площадке.

bdaeecd8ed5dff57c213116ccdf2214e

— Помимо того, что Вы успешный режиссер-постановщик, Вы еще и заботливая мама. Расскажите о своих детях?

— Моя дочь, Аян Агазаде, в этом году окончила сразу два университета. Первый-это Стамбульский Технический Университет, а второй — Нью-Йоркский. Она обучалась по двойной программе. Полгода Аян училась в Стамбуле, а второю половину года – в Нью-йоркском университете на факультете экономики. У дочери была возможность получить американскую рабочую визу на год, чем она и воспользовалась.

В настоящее время она работает в Нью-Йорке. Аян самостоятельная и целеустремленная девушка, у которой много планов на будущее. Ее мечта работать в ООН. Она все делает для этого. Не так давно Аян в Капитолии встречалась с конгрессменами и сенаторами, а также выступала в ООН. Ее часто приглашают на конференции и т.д. Конечно, она любит свою профессию, считая, что знания экономики нужны во всех областях.

Помимо этого, у нее есть творческое начало. Она на протяжении 4-х лет была телеведущей детской передачи, о которой мы говорили. Это в будущем дало о себе знать. Во время учебы в Стамбуле Аян пригласили сниматься в турецком сериале, в итоге она снялась сразу в двух. Это были второстепенные роли. Проблема заключалась в нехватки времени, ведь она училась полугодиями в разных странах. Ее приглашали на другие роли, но лимит времени не позволял. Таким образом, Аян попробовала себя в роли актрисы, и это ей понравилось.

Аян — обладатель черного пояса по таэквандо (получила в Стамбуле) и в Азербайджане была членом национальной сборной по капоэйра.

Сын Вюсал, киноман, очень хорошо знает историю мирового кино, творческая натура. Он всегда хотел стать кинорежиссером, но я была резко против. Он учился и в Азербайджане, и в Москве, и в Германии. Постоянно ищет себя. Вусал окончил Академию туризма в Турции и в настоящее время работает в сфере отельного бизнеса. Несколько лет он работал в Турции, но сейчас Вусал в Азербайджане. Что будет дальше, покажет время (улыбается).

 

— Над чем работаете сегодня Вы?

— У меня много проектов, которыми я занимаюсь параллельно. Хочу обратить особое внимание на женский проект, который недавно стал выходить на AzTV. На протяжении 30-ти лет на Азербайджанском телевидении AzTV шла передача «Səadat». Тематика передачи схожа, название то же, но мы изменили формат, студию, пригласили талантливую телеведущую Диляру Салим, которая дебютирует в роли ведущей женского проекта.До этого момента она вела главные новости на AzTV и различные авторские проекты. Основная цель этого проекта – оказание помощи женщинам, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях: как выйти из депрессии, не сломаться под давлением обстоятельств и т.д. На каждую передачу мы приглашаем порядка 5-6 гостей, включая психолога, юриста, разного рода специалистов и известных личностей, которые в своей жизни сталкивались с проблемой или ситуацией, становящейся объектом дискуссии в том или ином выпуске. Надеюсь, он будет полезен нашим дамам, и они смогут найти ответы на интересующие их вопросы, которые мы затрагиваем в данной передаче.

— Назиля ханум, нравится ли Вам путешествовать?

— Обожаю путешествовать. Моя самая большая мечта – иметь время и возможность ездить по миру и заниматься любимым делом. Сегодня мечтаю поехать в США, навестить дочь и увидеть своими глазами то, о чем она мне каждый день рассказывает (улыбается).

 — Назиля ханум, спасибо Вам большое за интересную беседу. Был очень рад побеседовать с Вами! Желаю Вам успехов в творческой деятельности.

— Благодарю, Бахрам бей! Спасибо большое, взаимно! Успехов Вам во всем!

 

Интервью с Назилей Бабаевой подготовлено при поддержке сети книжных магазинов «LIBRAFF»

af4de04fea8f5674ba8e06c49b923d25

e574882f022a3983d4cb6dcb371f73db

06e6dd7ab5145f50f10be38612b50125

7e4eabe35d536390feea408c04de2fd0

894cded6940f901647c602877733651a

1ebe3e0238dc9ac13bfaa1e8e6fa9558

4741c1bba690692205b737cafa060bce

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s